Главная / Газета 29 Июля 2008 г. 00:00 / Экономика

Женщины и дети

Социологи выяснили, для кого в России строят торгово-развлекательные центры

МАЙЯ КВАСКОВА

Каждый третий россиянин ни разу не был в торгово-развлекательном центре (ТРЦ), каждый пятый заходит туда раз в полгода, а «шопоголиков», которые посещают ТРЦ несколько раз в неделю – всего 5%. Об этом сообщил вчера исследовательский холдинг «Ромир». По сравнению с Западом российские моллы дорогие, неудобные и без парковок, зато у нас в торговых центрах можно посмотреть кино.

Идеальный покупатель в России – работающая женщина от 30 до 35 лет.<br>Фото: АP. STEPHAN SAVOLIA
Идеальный покупатель в России – работающая женщина от 30 до 35 лет.
Фото: АP. STEPHAN SAVOLIA
shadow
Оказывается, несмотря на потребительский бум, многие россияне не бывали там, где этот бум проявляется ярче всего – в торгово-развлекательных центрах, больших магазинах, в которых точки продаж товаров соседствуют с кафе, парикмахерскими и кинотеатрами.

Даже среди жителей городов-миллионников, которые посещают ТРЦ чаще среднего россиянина, целых 20% ни разу не были в этих заведениях. Еще 14% посещают центры 3–4 раза в месяц и по 16% – раз в месяц и раз в два-три месяца. Это во многом объясняется преобладанием в стране пожилого населения, считает эксперт по ритейлу международной консалтинговой компании A.T. Kearney Иван Котов. Действительно, по данным «Ромира», охотнее всех в «храмы торговли» ходит молодежь от 18–24 лет: 13% несколько раз в неделю, 19% – 3–4 раза в месяц, 20% – раз в месяц. Лишь каждый десятый признался, что никогда ТРЦ не посещал. Меньше всех посещают пожилые люди старше 60 лет: 58% – не были ни разу, по 3% – раз в полгода или раз в месяц, 1% – по нескольку раз в неделю или 3–4 раза в месяц.

Интересно, что в основном россияне оставляют в ТРЦ мало денег. Каждый пятый участник опроса тратит от 500 до 2000 руб. за посещение, еще 22% – от 501 до 1000 руб., а 21% – от 1001 до 2000 руб. Лишь примерно треть (29%) выкладывает более 2000 руб. за раз. Люди не только закупаются (таких 86%), но значительная их часть (40%) также заглядывают в кафе и рестораны, кинотеатры (24%), играют в боулинг, бильярд и игровые автоматы (17%), а 8% посещают ледовый каток.

Еще одна причина того, что многие россияне не бывали в ТРЦ –банальная нехватка современных торговых площадей. Так, по данным компании A.T. Kearney, в Москве и Московской области на 1 тыс. граждан приходится всего 200 и 125 кв. метров. Для сравнения, на 1 тыс. граждан в Праге приходится 350 кв. метров, Париже – 400 и Варшаве – 500. «Этот формат у нас еще не освоен», – отметил г-н Котов. По его словам, оптимизация и строительство центров в большой зависимости от таких факторов, как пробки и городская инфраструктура. Однако, как он заметил, положительные стороны нашего ритейла – наличие кинотеатров, к примеру, на Западе, этот формат не развит.

А как отметила в беседе с «НИ» директор Союза независимых сетей России (НСР) Ирина Канунникова, в каждом регионе этот сектор торговли развивается по-своему. «В настоящий момент самые показательные, развитые регионы – Москва, Екатеринбург, Новосибирск и Самара, однако будущее за мелкими регионами, которые через 2–3 года будут демонстрировать серьезный рост, в то время как этот сектор в мегаполисах развиваться уже не будет», – сказала г-жа Канунникова. Ритейлеры уже поняли, что оптимальнее всего строить ТРЦ именно в населенных пунктах, где живут не больше 500 тыс. человек. По ее словам, основной посетитель таких центров – женщина до 35 лет с двумя маленькими детьми, это и есть основной портрет покупателя. И торговые центры построены на эту «фигуру». В небольших регионах и маленьких населенных пунктах – торговые центры работают не на увеличение чека, а на проходимость трафика.

По словам г-на Котова, чтобы в большей степени заинтересовать публику, ритейлерам следует обратить внимание на навигацию в торговых центрах и ту же парковку. «Часто бывает, что на первом этаже – продуктовое отделение, а на втором – тотальный дисконт спортивных товаров. Наши ТРЦ строились без четкого позиционирования товаров», – рассуждает эксперт. По его словам, во время постройки центров не всегда учитывались удобства потребителя. Хозяева не всегда задумывались, в каком направлении и как будут распределены потоки покупателей, поэтому здесь редко что-то можно найти с первого раза.

Опубликовано в номере «НИ» от 29 июля 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: