Главная / Газета 11 Июля 2008 г. 00:00 / Экономика

Классовые поборы

Новые ставки транспортного налога в Москве не улучшат экологию столицы

ЕЛЕНА ЗИБРОВА, АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, Стокгольм

С 1 января будущего года в Москве устанавливаются новые повышенные ставки транспортного налога. Столичные законодатели пожалели владельцев малолитражек – для них налог будет не выше, чем сейчас. А вот за мощные авто придется раскошелиться. Экологи предупреждают: воздух в городе от этого чище не станет – загрязняют его в первую очередь малосильные «Жигули». Да и сам принцип «чем дороже машина, тем больше налог» эксперты называют популистским, сильно отдающим социальной справедливостью образца советских времен.

shadow
Новые ставки транспортного налога (см. таблицу) в столице исходят из такого принципа: чем мощнее двигатель машины, тем больше нужно платить. «Повышение транспортного налога в Москве коснется лишь 25% транспортных средств», – подсчитал первый замруководителя департамента экономической политики и развития города Валерий Жаров. Председатель Мосгордумы Владимир Платонов, в свою очередь, выразил уверенность, что на бюджет москвичей рост ставок не повлияет, «а те, кто имеет дорогие автомобили, могут себе позволить оплатить повышенный налог».

«Действия законодателей стимулируют столичных жителей к покупке, скорее, отечественных «Жигулей», которые не отвечают европейским экологическим стандартам, нежели «чистых» иномарок», – заявил «НИ» руководитель энергетического департамента «Гринпис Россия» Владимир Чупров. По его словам, старые «Жигули», которых еще полно на столичных улицах, не дотягивают даже до стандарта «Евро-2», поэтому логичнее было бы увеличить налог прежде всего на них, если город с его помощью надеется улучшить экологию.

Эту задачу, кстати, с успехом решают в Швеции. Там при определении налога учитывается выброс углекислого газа при смешанном вождении. Система его расчета сложна и индивидуальна для каждой модели. К базовой сумме в 360 крон (40 евро) в год прибавляется величина выброса в граммах, превышающая 100 г на 1 км пути, помноженная на коэффициент. Например, SAAB 9–5 2006 года выпуска, выбрасывающий 218 г CO2, облагается налогом в 250 евро в год. У дизельных машин налог, вычисленный по этой схеме, умножается на 3,3, и хозяин VOLVO V70 2005года, выбрасывающего 179 г СО2, заплатит в год около 600 евро. Правительство, стимулируя приобретение новых «зеленых» авто, выбрасывающих не более 120 г СО2 на 1 км, ввело так называемую экологическую премию в размере 1200 евро, которую владелец получает после покупки машины.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин уверен, что транспортный налог должен быть «привязан к бензину», как в США и некоторых странах Европы. За океаном, по его словам, с каждого галлона (около 4 л) топлива, проданного на бензоколонке, федеральный дорожный фонд получает 2,5 цента, и эта сумма уже заложена в цену бензина. Получается, что больше платит не просто тот, кто сидит за рулем мощной машины, а тот, кто чаще ездит. «Транспортный налог не должен быть привязан к доходу владельца автомобиля, это «совковый» подход», – убежден г-н Похмелкин. По его мнению, ставки можно было бы также «привязать» к габаритам автомобиля, ведь крупные машины нагружают дорогу и занимают много места на парковках. Такая система расчета, по его словам, действует в Германии. «У нас же налог ни экологических задач не решает, поощряя «грязное» старье, ни дорожных»», – заключает эксперт.

Опубликовано в номере «НИ» от 11 июля 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: