Главная / Газета 7 Июля 2008 г. 00:00 / Экономика

Уж лучше мы к вам

Российские туристы вывозят из страны гораздо больше денег, чем иностранцы привозят в РФ

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

В прошлом году дефицит платежного баланса РФ по статье «поездки» составил 12,7 млрд. долларов – настолько больше денег наши туристы вывезли за границу, чем иностранцы ввезли в Россию, сообщил вчера глава комитета по туризму Торгово-промышленной палаты РФ Юрий Барзыкин. По мнению экспертов, главная причина такого отставания в том, что при высокой туристической активности наших соотечественников число иностранцев, посещающих нашу страну, оставляет желать лучшего.

За границей сложно устоять перед искушением купить хоть что-нибудь подешевле.
За границей сложно устоять перед искушением купить хоть что-нибудь подешевле.
shadow
Обобщая проблему, Юрий Барзыкин заявил: «Мы работаем на экспорт: Россию посещают гораздо меньше иностранных туристов, чем выезжают из нее россиян с целью туризма». С такой оценкой согласился руководитель некоммерческого проекта «Время отдыхать в России» Альберт Потапов. По его данным, в прошлом году из РФ выехали с целью туризма почти 9,37 млн. граждан, а посетили нашу страну с той же целью лишь чуть более 2,21 млн. иностранных граждан. «Мы инвестируем в другие государства, стимулируя в них развитие туризма. По доле турбизнеса в ВВП Россия занимает лишь 138-е место и, по данным журнала Forbes, входит в десятку самых опасных для посещения стран», – заявил он.

По словам президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, причина серьезного отставания въездного туризма в том, что он так и не стал реальным приоритетом экономической политики государства. «Мы не очень следуем общемировым рецептам развития индустрии гостеприимства: льготы инвесторам, упрощение паспортно-визовых формальностей, поддержка производителя отечественного турпродукта, – сообщил «НИ» эксперт. – В развитых странах большинство туроператоров занимаются именно въездным и внутренним туризмом, а у нас из более чем 4 тыс. компаний, зарегистрированных в федеральном реестре туроператоров, только около 1,5 тыс. заявились как операторы по внутреннему туризму. А из оставшихся менее 10% занимаются въездным туризмом». По словам г-на Шпилько, главные препятствия развития принимающего туризма в России – высокая стоимость туров, дефицит гостиниц туркласса, недостаточная реклама туристических возможностей страны за рубежом и недостаточный уровень развития пассажирского транспорта.

По данным ВТО, потенциальные возможности РФ позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, однако ситуацию, помимо прочего, сильно осложняет неблагоприятный имидж страны в мире. Россия, по данным Давосского форума, занимает 120-е место по степени надежности правоохранительных органов, 104-е – по отношению граждан к приезжим, то же место –по простоте въездного режима и 124-е – по дружественности законодательства к иностранным инвестициям. В результате «давосцы» в рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма поставили нас на 68-е место. При этом, по словам вице-президента Ассоциации туроператоров России Андрея Игнатьева, поток российских туристов за рубеж ежегодно увеличивается на 20–25%. «Россияне предпочитают выезжать к морю, которого в нашей стране не так уж и много, – сообщил «НИ» эксперт. – Раньше ездили в Крым, а теперь в Турцию, Грецию и Египет. К тому же сейчас отдохнуть на море за рубежом порой стоит дешевле, чем в России».

Поскольку большинство наших туристов едут в Турцию и Египет, именно эти страны можно назвать главными приемными пунктами денежных средств граждан РФ. «В год в Турции отдыхают 2 млн. россиян. Если грубо подсчитать, что каждый отдает за путевку 1 тыс. долларов и еще столько же тратит на месте, то уже получается 4 млрд. в год, которые турецкий турбизнес получает от россиян», – отметил Андрей Игнатьев. По его словам, основными статьями расходов наших граждан за рубежом являются различные развлечения, рестораны и дополнительные экскурсии. Не забыт и столь любимый россиянами шопинг, но для этих целей они выбирают благородную Европу: в Грецию едут за мехами, во Францию и Италию – за дизайнерской одеждой, которая там на 30–40% дешевле. Покупают в основном для себя, а не на продажу. Челноки тоже еще не перевелись, но, уверяют эксперты, их доля в общем турпотоке с каждым годом неуклонно снижается.

Иностранцы тратят у нас деньги примерно на то же самое: рестораны, развлечения, шоу, театр, сувениры. Как уверяют специалисты, за покупками к нам тоже едут, но не за одеждой, а за красной и черной икрой, настоящей русской водкой, лоскутными одеялами и народными изделиями из берeсты.

Опубликовано в номере «НИ» от 7 июля 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: