Главная / Газета 26 Июня 2008 г. 00:00 / Экономика

Спасла стабильность

Международные эксперты невысоко оценили работу российской бюрократии

НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ

Эффективность государственного управления в России ухудшилась с 2004-го по 2007 год по пяти показателям из шести, сообщил вчера Всемирный банк (ВБ). Единственное, с чем в нашей стране за три года стало лучше – это политическая стабильность.

Желающих управлять много, но не у всех на это есть силы и время.<br>Фото: ИТАР-ТАСС
Желающих управлять много, но не у всех на это есть силы и время.
Фото: ИТАР-ТАСС
shadow
Показатели эффективности государственного управления (Worldwide Governance Indicators) публикуются ВБ с 1996 года. Индикаторов шесть: учет мнения населения и подотчетность госорганов, политическая стабильность, эффективность работы правительства, качество нормативно-правового регулирования, верховенство закона и борьба с коррупцией. В этом году наивысшие оценки по всем показателям получили Австрия, Новая Зеландия, Норвегия, Швеция и Швейцария. Безусловным аутсайдером (рейтинг по всем шести критериям близок к нулю) признали Сомали.

«Некоторые страны быстро продвигаются по пути повышения качества государственного управления. Позитивные сдвиги связаны с проведением реформ в тех странах, где политические лидеры, директивные органы, гражданское общество и частный сектор считают надлежащее государственное управление и борьбу с коррупцией необходимыми условиями устойчивого экономического роста в интересах всего населения», – отметил один из авторов доклада, директор отдела проблем государственного управления Института ВБ Даниэль Кауфманн.

За девять лет кардинально улучшилась подотчетность госорганов в Гане, Индонезии, Либерии и Перу, политическая стабильность – в Руанде, Алжире и Анголе, эффективность госорганов – в Афганистане, Сербии и Эфиопии, качество нормативно-правового регулирования – в Грузии и Конго, а борьба с коррупцией – в Либерии и Сербии. Это компенсировалось ухудшением ситуации в Зимбабве, Кот д’Ивуаре, Белоруссии, Эритрее и Венесуэле, так что в мире в целом качество управления не изменилось.

Россия находится приблизительно в первой четверти стран с конца. Общий вывод – наши показатели, в общем, несколько ухудшились. Так что балл за учет мнения населения и подотчетности госорганов снизился с –0,60 до –1,01 (минимум составляет –2,5, а максимум +2,5), поскольку большинство аналитиков отмечают давление на СМИ и уменьшение свободы слова. За борьбу с коррупцией РФ получила –0,92 балла (–0,77 в 2004 году). Это тоже ожидаемо, учитывая низкие места страны во всевозможных рейтингах коррупции, да и новый президент признал борьбу с взяточничеством одной из главных своих задач. Зато увеличилась политическая стабильность. Если в 2004 году 83% государств в мире были стабильнее России, то в 2007 году – только 77%.

Удивляет, что верховенство закона (–0,97 баллов) ухудшилось по сравнению не только с 2004 годом (–0,84), но и с 1996-м (–0,73). Впрочем, если разобраться, то оценки международных исследователей, которые использовал ВБ, чтобы подсчитать этот показатель, очень противоречивы. В большинстве своем они считают, что верховенство закона в России все-таки немного растет или, по крайней мере, не меняется. Падение РФ в этом рейтинге вызвано, в основном, оценками правозащитной организации Freedom House, которая традиционно и довольно жестко критикует наши власти. С 1996-го по 2004 год она понизила наш рейтинг почти вдвое. Для сравнения: тот же показатель на Украине менялся практически противоположно российскому: с –0,96 баллов в 1996 году до –0,7 баллов в 2007-м.

Эффективность нашего правительства немного снизилась за три года, тем не менее, это самый лучший российский показатель. Если в 1996 году у 72% государств кабмин был более эффективным, то в 2004 лишь 55% государств превосходили нас качеством министров, а в 2007 – 58%. «К сожалению, сейчас невозможно прогнозировать, насколько будет эффективно новое правительство, которое пока занимается собственным реформированием, а затем уйдет в отпуск. Кабинет Зубкова по сравнению с правительством Фрадкова был довольно аморфным, поскольку, например, без боя сдал вопрос о повышении тарифов естественных монополий», – заявил «НИ» научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский.

Также снизилось качество нормативно-правового регулирования: с –0,24 баллов до –0,44. Несмотря на то, что по этому индексу нас перегоняет 65% стран, качество регулирования остается вторым по величине российским показателем. «Основная проблема здесь в том, что множество российских законов – законы непрямого действия, которые чиновники могут достаточно широко трактовать, что создает почву для коррупции», – считает г-н Кричевский. По словам эксперта, мы вполне можем соперничать с Кенией, где 90% законов непрямого действия.

Что касается других участников рейтинга из СНГ, то ситуация заметно ухудшилась в среднеазиатских государствах, существенно улучшилась на Украине, а в остальных странах не изменилась или изменилась незначительно.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 июня 2008 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

В «серой зоне»

Статус президентской администрации так и остается неопределенным

Коммунисты предложили уволить половину чиновников


«Кусачим» ценам скомандовали ФАС

Правительство предлагает объединить антимонопольное и тарифное ведомства

Операция «Госкорпорация»

Росатом и Олимпстрой превратят в публично-правовые компании, но их суть от этого не изменится

Глава Роструда ушел на пенсию, его сменил бывалый управленец


Деньги больше не любят счет

Госчиновникам запретят иметь зарубежные вклады

Алексей Саватюгин покинул Минфин


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: