Главная / Газета 23 Июня 2008 г. 00:00 / Экономика

Домоседы поневоле

Подорожание бензина ведет к росту популярности интернет-магазинов, правда, не в России

АНДРЕЙ ДОЛГИХ

Высокие цены на топливо в западных странах начинают негативно сказываться на прибыли обычных магазинов, потому что люди стали реже приезжать туда, отметили зарубежные аналитики. Это подталкивает потребителей активнее совершать покупки через Интернет – так можно сэкономить на бензине. По прогнозам экспертов, в этом году зарубежная онлайн-торговля может показать рекордные темпы роста. В России цены на «горючку» тоже немаленькие, но этот фактор вряд ли скажется на росте отечественной интернет-торговли, которая по объемам ниже китайской в 13 раз, а американской – в 152.

Рекордные цены на нефть тянут вверх стоимость бензина по всему миру. Так, в США розничная цена бензина марки Regular перевалила на днях отметку в 4 доллара за галлон, или более 1 «бакса» за литр. Это сильно огорчает американскую розничную торговлю – люди стали реже ездить за покупками. Оно и понятно – существенная часть американского среднего класса живет в пригородных районах, и, чтобы добраться до крупного супермаркета, нужно проехать немалое количество километров. А учитывая любовь янки к большим машинам, очевидно, что каждая поездка в магазин дает о себе знать кошельку.

Наблюдая такую картину, зарубежные эксперты из MGA Inc., рейтингового агентства Moody’s и Jones Apparel Group Inc. предсказывают наступление невиданно благоприятных времен для онлайн-торговли. По их общему мнению, в текущем году прибыль от продаж через Интернет будет расти особенно быстрыми темпами, поскольку неминуемо сократится число поездок потребителей с целью шопинга. Американцы все больше предпочитают делать покупки, не выходя из дома, с помощью Сети. Это удобно и не нужно тратиться на бензин.

Специалисты советуют крупным ритейлерам активнее развивать онлайн-сектор торговли – это позволит компенсировать убытки от растущего числа «потребителей-домоседов». А при благоприятной экономической ситуации в США интернет-продажи принесут торговцам даже неплохой доход. По данным бюро переписи США, с 2001 года ежегодный рост объема продаж онлайн-магазинов составлял порядка 25%. И чем выше будет цена на бензин в Америке, тем выше ожидается рентабельность «виртуальных супермаркетов».

По данным исследовательской компании Forrester research, в 2007 году общий объем онлайн-торговли в США составил 260 млрд. долларов, причем каждый год она отбирает у традиционных магазинов более 1% рынка. Сейчас доля интернет-ритейла – это почти 10% рынка розницы США. В Англии доля электронных магазинов еще выше – 15%. В зоне Евросоюза оборот виртуальных продаж в прошлом году составил порядка 900 млрд. долларов. Примечателен бурный рост рынка у наших восточных соседей. По данным Китайского центра по исследованию Интернета, в 2007 году оборот онлайн-торговли в стране составил 8,2 млрд. «зеленых». А в текущем году, как прогнозируют специалисты центра, он вырастет до 22,7 млрд. долларов.

Российскому онлайн-ритейлу до таких показателей еще далеко. В 2006 году, по данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), оборот отечественной интернет-розницы составил только 1,5 млрд. долларов. В 2007 году, по подсчетам отдельных участников рынка, эта цифра выросла до 1,7 млрд. Получается, что наш рынок меньше китайского в 13 раз, а американского – в 152. К тому же мы уступаем и всему миру в целом. К примеру, только 8% россиян в 2007 году заказывали продукты через Интернет. Средний показатель по другим странам – 14%.

Как отмечают специалисты, трудно предположить, что рост цен на бензин в России повысит популярность интернет-торговли. В крупных городах супермаркет есть в каждом спальном районе, и доехать до него – дело пяти минут. Для качественного скачка в сфере онлайн-ритейла необходимо более широкое распространение глобальной сети (по данным Мининформсвязи, доступ к сети имеет пока лишь 25% соотечественников), увеличение доходов населения (когда можно тратить основную часть денег не только на еду и квартплату) и просто время. Люди должны привыкнуть к электронным магазинам, как привыкли к компьютерам и мобильникам.

Опубликовано в номере «НИ» от 23 июня 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: