Главная / Газета 4 Июня 2008 г. 00:00 / Экономика

Ударная волна

Вслед за топливом в России подорожает все

МАЙЯ КВАСКОВА

Вчера Росстат сообщил, что потребительские цены на бензин с 20 по 26 мая увеличились еще на 0,7%. Предыдущие три недели топливо дорожало такими же высокими темпами. А если считать с начала года, то ненавистный для автолюбителей прирост составил уже 10,5%. Впрочем, как отмечают специалисты, страдают не только владельцы машин: когда дорожает горючее, дорожает все. От авиабилетов – и это станет неприятным сюрпризом, ведь начинается пора долгожданных отпусков, – до продуктов питания.

Целый ряд отраслей – под дулом бензинового пистолета.
Целый ряд отраслей – под дулом бензинового пистолета.
shadow
Москва и Санкт-Петербург, где бензин подорожал с 20 по 26 мая на 1,5 и 2% соответственно, опережают среднероссийский показатель. Однако самым резким был топливный скачок в Екатеринбурге – на 2,6%. В целом по стране майская прибавка (без шести последних дней, которые Росстат еще не посчитал) составила 2,7%, а с начала года – 10,5% по бензину и 14,2% по дизелю.

На первый взгляд тем, у кого нет машины, можно было не беспокоиться. Однако топливо – такая вещь, которую косвенно потребляют все, и когда цены на него растут, это чувствуют даже те, кто никогда не сидел за рулем. Специалисты, например, отмечают, что авиакеросин подорожал с прошлой осени примерно на 70%. Что же тут удивляться, если турфирма, продающая путевки в любимую Турцию, предлагает их сегодня на 20–30% дороже, чем прошлым летом.

И так во всем, ведь топливо нужно, чтобы продукт и произвести, и довезти до потребителя. По расчетам экономистов, затраты на него в общей структуре себестоимости товара составляют 10–12%. Иными словами, если бензин дорожает на 10%, то себестоимость увеличивается на 1%. Но это только в производстве, но есть ведь еще доставка, а транспортная составляющая в накладных расходах компаний, как отмечают эксперты, только увеличивается.

О том, что будет дальше, аналитики говорят осторожно. Председатель совета директоров Московского межрегионального нефтяного союза Юрий Зуев рассказал «НИ», что «все зависит от экспортных цен на нефтепродукты». «А поскольку их поведение пока непредсказуемо, давать дальнейшие прогнозы относительно топлива в России сейчас невозможно», – признался эксперт. Тем не менее он надеется, что в дальнейшем изменение цен на бензин будет незначительным, а вот по дизелю еще вполне возможен определенный скачок, поскольку оптовые цены на внутреннем рынке вплотную приблизились к розничным ценам на АЗС.

Даже если этот весьма осторожный прогноз верен, дело сделано, и рекордные результаты нынешних бензиновых гонок уже заложены в затраты производителей едва ли не всех товаров и услуг. Как рассказал «НИ» аналитик нефтегазового сектора инвестиционной компании Александр Кузнецов, нынешнее повышение цен на топливо может серьезно отразиться на темпах роста инфляции, поскольку от энергоресурсов зависит вся экономика. «Эти ресурсы участвуют в создании других товаров народного потребления», – уточнил эксперт. По данным Росстата, одна лишь бензиновая составляющая в общем объеме потребительских цен сейчас равна 2,1%. Однако если к этому приплюсовать и другие топливные ресурсы, то в общей корзине инфляции они могут «потянуть» процентов на 30%, отмечает специалист.

«Текущее подорожание цен на топливо еще внесет свою лепту в темпы роста инфляции, о снижении которой говорить не придется», – заявил «НИ» заведующий лабораторией Института экономики переходного периода Сергей Дробышевский. А в то, что горючее вдруг станет дешеветь, опрошенные «НИ» специалисты не верят. Ведь мир уже готовится к новым рекордам, которые, как ожидается, продолжит устанавливать цена на нефть. Получается, что богатство России оборачивается дополнительными расходами для ее граждан.

Опубликовано в номере «НИ» от 4 июня 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: