Главная / Газета 26 Мая 2008 г. 00:00 / Экономика

Сели на диету

Из-за роста цен россияне снизили расходы на продукты

НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ

Продажа транспортных средств и бензина приносит российским торговцам больше всего денег. При этом доля импортной продукции во всех сферах растет, зато количество рынков уменьшается. Такие выводы можно сделать из обзора Минэкономразвития, посвященного потребительскому рынку страны.

Главные деньги нашей рознице приносит продажа дорогих машин.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Главные деньги нашей рознице приносит продажа дорогих машин.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
На продажу транспортных средств (автомобилей, мотоциклов), а также бензина к ним, приходится самая большая доля в обороте российской торговли розничными товарами – 44%. На втором месте товары для организации отдыха и культурных мероприятий (28%). В эту категорию включаются фотоаппараты, видео- и аудиотехника, музыкальные инструменты, газеты, книги, товары для отдыха, садоводства, а также домашние животные. Затем идут предметы домашнего обихода и бытовая техника (20%), товары для ремонта (5%), «ювелирка» и часы (2,4%), а замыкают список телефоны (1,3%). Эти данные приводит заместитель директора департамента государственного регулирования внутренней торговли Минэкономразвития Надежда Кузнецова.

Между тем число розничных рынков продолжает снижаться. Если в начале 2005 года их было 6444, то в начале 2008-го уже 3899, а к марту количество всевозможных базаров уменьшилось еще на 61. Однако опрос РОМИРа показывает, что ситуация с рынками непростая. Повседневные покупки там делают лишь 16% россиян, то есть примерно столько же, сколько в супермаркетах и палатках. Это намного меньше показателя лидера повседневных покупок – несетевого продмага (53%). Зато отовариваться на длительный срок россияне по-прежнему предпочитают на рынках (37%) и только во вторую очередь в продовольственных магазинах (30%).

shadow За первый квартал нынешнего года цены на продовольственные товары возросли на 5,7%, а на непродовольственные – на 2,0%. Видимо, поэтому россияне стали покупать меньше еды. Во всяком случае, оборот торговли продовольствием вырос за это же время на 10,4%, а непродовольственными товарами – на 22,1%. Доля импорта в розничной торговле увеличилась с 43% в 2004 году до 47% в 2007-м. Эту статистику МЭР обнародовал не просто так, а чтобы составить впечатление о проблемах этой сферы, которые призван решить в том числе готовящийся закон о госрегулировании розницы. Одна из принципиальных целей законопроекта – осложнение жизни крупным торговым сетям. По замыслу чиновников, это должно помочь развиваться малому бизнесу в сфере торговли, и тем самым снизить цены. Ведь в Минсельхозе считают, что именно крупные сети отвергают российскую сельхозпродукцию, предпочитая импортную. С другой стороны, ранее просочившиеся в СМИ варианты закона оставляли правительству широкие полномочия по регулированию цен на социально значимые товары.

«Насколько неэффективна заморозка цен, мы уже убедились в октябре–апреле. Давление на крупные торговые сети только ухудшит ситуацию с ценами, поскольку в России явный недостаток современных торговых форматов. Практика показывает: там, где доля крупных сетей больше, цены растут медленнее, поскольку большим торговым фирмам с большими складами проще устанавливать минимальную наценку, чем малому бизнесу, не имеющему таких возможностей», – заявил «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

shadow В России аномально высока доля малого бизнеса в торговле по сравнению с развитыми странами, уверен эксперт. По его мнению, малый бизнес просто не сможет составить конкуренцию крупным сетям, и единственное, к чему приведет принятие законопроекта – замедление открытия современных заведений торговли и усиление чиновничьего вмешательства. Реальные проблемы отрасли закон или не решает (нехватка дорог, электроэнергии, недостаток рабочих), или усугубляет (административных барьеров станет еще больше). В том, насколько «эффективно» чиновники смогут спланировать количество торговых точек разных типов, нужных россиянину, тоже можно быть уверенным. Сейчас они планируют открытие детских садов, имея всю необходимую статистику, и тем не менее очередь в детсад составляет 4 года, приводит пример г-н Янин.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 мая 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: