Главная / Газета 15 Мая 2008 г. 00:00 / Экономика

Не спать спокойно

Минфин ищет новые способы борьбы с теми, кто не платит налоги

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Вчера стало известно о том, что Министерство финансов подготовило проект поправок в российский Налоговый кодекс. В нем, в частности, предлагаются меры, препятствующие крупным компаниям уходить от налогов путем дробления на более мелкие. Как выяснили «НИ», Минфин этим действительно занимается, но о готовом документе говорить пока рано.

Упрощенная система налогообложения предназначена для малого и среднего бизнеса и имеет целый ряд ограничений, которые не пускают в ряды налоговых «льготников» крупные предприятия и фирмы. Так, получить право на упрощенную систему может только организация, не имеющая филиалов и представительств, с численностью не более 100 человек, а также с остаточной стоимостью основных средств и нематериальных активов не более 100 млн. руб. и доходами не более 26,8 млн. в год.

Однако крупный бизнес уже давно смекнул: если разделить компанию на несколько мелких, то каждая отдельная часть вполне может получить льготы по налогам. «Такая проблема действительно существует. После введения упрощенной системы количество налогоплательщиков увеличилось в пять раз, однако адекватного этому роста экономики не последовало, – сообщила «НИ» доцент Высшей школы экономики Антонина Степина. – Но это в меньшей степени относится к крупному бизнесу, поскольку действительно крупным компаниям слишком сложно разделиться на такое большое количество частей. Здесь речь больше идет о среднем и малом бизнесе, о том, что предприниматели создают вместо одной фирмы две или три».

Минфин в этой ситуации предлагает следующее. «Если у двух и более организаций одни и те же учредители (участники) и совпадает вид осуществляемой предпринимательской деятельности, то ограничения в виде доходов, средней численности работников, а также остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов определяются в отношении каждой организации с учетом всех организаций, по которым совпадают учредители (участники) и вид осуществляемой предпринимательской деятельности», – говорится в первоначальной версии пояснительной записки к законопроекту. Иными словами, сколько ни делись, платить будешь как одно крупное юрлицо.

Однако говорить, что на практике будет именно так, пока рано. В Минфине «НИ» сообщили, что законопроект все еще находится в стадии разработки и окончательно не утвержден. Мало того, по словам начальника отдела специальных налоговых режимов министерства Александра Косолапова, эта норма вряд ли попадет в итоговый проект закона.

Замначальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова считает, что подобные меры вполне укладываются в русло общей стратегии Минфина – поставить все под строгое регулирование и усилить давление на налогоплательщиков. «В условиях, когда малый бизнес и так не слишком развит, эта мера может иметь скорее негативный эффект», – полагает она.

Антонина Степина также сомневается в том, что поправки нужны. «Когда несколько компаний фактически представляют собой одну большую, можно через суд доказать, что они взаимозависимы и не могут по отдельности рассчитывать на упрощенную систему налогообложения. Что касается ситуации, когда крупные компании дробятся на мелкие, то и здесь налоговые органы в суде могут доказать, что причиной такого дробления является не предпринимательская цель, а желание уйти от налогов, – сообщила «НИ» эксперт. – Возможно, причина такой поправки в том, что сейчас все приходится доказывать в суде, а если ее принять, то это можно делать в рамках налогового контроля. Однако я слабо представляю, как будет осуществляться контроль исполнения закона. Все равно доказывать факты и решать все придется через суд».

Если говорить о возможных негативных последствиях новых поправок, то они могут помешать развитию бизнеса в регионах: «Например, учредитель какого-то бизнеса хочет работать в другом регионе. Войти туда без чьей-то поддержки среднему и малому бизнесу крайне сложно. Поэтому часто они создают совместные компании. Но, если поправка будет принята, совместное предприятие уже не будет иметь возможность льготного налогообложения, хотя оно создавалось вовсе не для ухода от налогов», – отмечает Антонина Степина.

«Обойти такую поправку можно элементарной сменой учредителей. Все дело в цене вопроса, в разнице между тем, сколько будет стоить уклонение от налогов и какие выгоды оно даст», – считает Вера Кононова.

Опубликовано в номере «НИ» от 15 мая 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: