Главная / Газета 21 Апреля 2008 г. 00:00 / Экономика

Зуб за зуб

Рынок стоматологии бурно растет, но качество лечения остается плохим

МАЙЯ КВАСКОВА

Культ здоровых белоснежных зубов, уже давно прижившийся на Западе, дошел и до России. По последним данным, рынок стоматологических услуг в РФ в денежном выражении составляет 280 млн. долларов ежегодно. И это только то, что можно оценить документально – плата «из рук в руки» явно не меньше. Стоимость услуг растет параллельно со стоимостью материалов – в среднем на 10% ежегодно. При этом, как отмечают эксперты, качество лечения не улучшается.

Красивая улыбка стоит все дороже.
Красивая улыбка стоит все дороже.
shadow
По подсчету экспертов консалтинговой компании «Амико», в 2006 году в Москве насчитывалось 920 стоматологических клиник и кабинетов. Сегодня их уже 1400, то есть рост за два года составил 65%. Большая часть рынка (60%) – это так называемые кабинеты на первом этаже, особенно распространенные в спальных районах столицы. При этом, как отмечают эксперты другой консалтинговой компании Dental managing, около 40 % зубоврачебных учреждений закрываются уже на втором году существования.

Поскольку услуги стоматологии все более востребованы, дело это (во все времена бывшее недешевым) становится все более денежным. Так, по словам специалистов, средний ежемесячный доход небольшой частной клиники на четыре кресла колеблется от 30–50 тыс. долларов, а чистая прибыль – 15–25 тыс. «зеленых». Разброс цен велик, все зависит от «классности» заведения. К примеру, стоимость коронки стартует с 1,9 тыс. руб., анестезия – около 1 тыс., рентген – от 600 руб., и такие тарифы уже считаются в столице «щадящими». Однако рост цен пока никак не связан с ростом качества лечения. Хотя стоматологические услуги в России лицензируются, «залечивают» пациентов все чаще, в особенности страдают от этого клиенты «первых этажей». «Каждый месяц нам приходится иметь неприятные разговоры с недовольными пациентами некоторых клиник», – сообщили «НИ» в Ассоциации частных стоматологических клиник (АЧСК). И чаще всего люди жалуются именно на несоответствие цены и качества.

Председатель Союза потребителей России Петр Щелищ рассказал «НИ», что в самих по себе отдельных стоматологических кабинетах нет, разумеется, ничего плохого. Такая практика пришла к нам с Запада: в европейских странах и США частный кабинет обслуживает один высококвалифицированный доктор и его ассистент. Но они очень дорожат репутацией, а у нас, «расковыряв все, что можно», потом нередко отправляют долечиваться в хорошую клинику к хорошему врачу. Как утверждают эксперты, «виновато» в этом, в том числе, и несовершенство законодательной базы. К примеру, за рубежом, чтобы войти в ряды профессионалов, диплома и лицензии недостаточно. Необходимо также пройти последипломное обучение и обязательно стать членом профессиональной ассоциации, которая несет ответственность за деятельность своих врачей перед потребителями. «Только тогда у тебя будет своя клиника и пациенты», – объясняет Петр Щелищ. А в России членство в медицинских ассоциациях – дело добровольное, цена вопроса – твоя собственная репутация. В столице, кстати, тоже насчитывается более пяти профессиональных ассоциаций, которые по идее должны объединять стоматологов. Но входят в них далеко не все врачи и клиники, общей стратегии развития этой отрасли медицины у них нет, а контакты между собой очень слабы.

Большие надежды возлагались на закон о саморегулируемых организациях (СРО). Ведь именно они, как предполагалось, должны создавать для профессионалов отраслевые стандарты деятельности, не только соответствующие законодательным требованиям, но и, по возможности, превышающие их. Они же призваны исполнять функции посредника при разрешении споров между ее членами и потребителями продукции и услуг. «Однако в России функции подобных некоммерческих объединений пока размыты», – посетовали «НИ» в АЧСК.

Словом, клиент у нас пока так и остается один на один с врачом. И уберечь себя от непрофессионального «лечения» может только он сам. «Самое главное – необходимо понимать: один врач не может быть одновременно стоматологом, парадонтологом, терапевтом и кардиологом», – напомнили нам в АЧСК. Потому, советуют профессионалы, пациентам, нуждающимся в сложных работах, например, в имплантации и всем, что с ней связано (а именно этот вид услуг особенно богат на последующие претензии пациентов), лучше сразу отправляться в специализированные центры, а не в «кабинеты на первом этаже». Если есть хоть какие-то сомнения, не нужно стесняться попросить врача предъявить не только лицензию, но и сертификат. Специалисты с 10-летним опытом работы имеют первую категорию, с 15-летним – высшую.

Опубликовано в номере «НИ» от 21 апреля 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: