Главная / Газета 14 Апреля 2008 г. 00:00 / Экономика

Клиент дозрел

Граждане готовы покупать приемники ГЛОНАСС, но промышленность не готова их делать

НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ

Российская навигационная система ГЛОНАСС заработает на год позже запланированного срока, то есть в 2010 году. Такой «подарок» в День космонавтики преподнес автомобилистам глава Роскосмоса Анатолий Перминов. Граждане, заметим, уже сейчас готовы раскупать не вполне работоспособные навигаторы по завышенной цене, но к тому моменту, когда отечественная система вступит в строй, у нее могут появиться новые сильные конкуренты.

Анатолий Перминов сообщил буквально следующее: «Программа будет реализована с небольшим сдвигом на один год. В 2010 году система заработает в глобальном масштабе». Про «небольшой сдвиг» сказано, заметим, весьма скромно, ведь отечественная навигационная система начала разрабатываться еще в 1976 году. Это был ответ на разработку аналогичной американской системы GPS, начатую четырьмя годами ранее. Первый «глонассовский» спутник вышел на орбиту в 1982 году, а в сентябре 1993-го – на два месяца раньше GPS-систему официально приняли в эксплуатацию. В 1995-м в космосе одновременно находились 24 спутника, что достаточно для покрытия всего земного шара.

Затем спутники стали один за другим выходить из строя (в немалой степени из-за низкого качества отечественной электроники). В 2001 году Россия стала, наконец, запускать новые спутники, но в 2007 году часть из них опять сломалась, поэтому сейчас действует 14 спутников, чего хватает на покрытие немногим более половины территории России. Вдобавок авария ракеты «Протон» прошлой осенью сдвинула сроки запуска навигационных спутников. Неудивительно, что руководство страны регулярно устраивает подчиненным разносы за ГЛОНАСС, а ситуацию с переносом сроков в Роскосмосе нам просто, по сути, отказались комментировать, лаконично констатировав: «Перминов и Путин все сказали».

Тем временем американская GPS успешно работает во всем мире, а спутниковые навигаторы есть в доброй половине столичных автомобилей. Однако в случае военных действий минобороны США всегда может свою систему отключить. Впрочем, и наши военные в состоянии «отрубить» ГЛОНАСС.

Нельзя сказать, что наша система вовсе никому не нужна. Речь ведь идет о действительно современном устройстве, а не о тех металлических «кирпичах», которые давно есть у военных. Это разогревает ожидания покупателей – пробная партия в 1 тыс. навигаторов, работающих и в GPS, и в ГЛОНАСС, была сметена со столичных прилавков в течение 20 минут по цене примерно в 800 долларов, что в 2 раза дороже «чистых» GPS-устройств. И это при том, что дополнительные 100% в цене – это фактически наценка на «патриотизм».

«Мы очень заинтересованы в производстве двухдиапазонных приемников GPS/ГЛОНАСС, но пока наши поставщики не предоставляют нам соответствующих чипсетов», – пенял на производителей микросхем вице-президент компании JJ-group Евгений Жалковский в январе. До сих пор новые партии навигатора в магазины не поступили. Российская промышленность не поспевает за российской государственной рекламой.

Аналогичная европейская навигационная система Galileo в экспериментальном режиме заработает в 2008 году, а полностью – в 2013-м. При этом она будет не военной, как GPS и ГЛОНАСС, а гражданской, то есть гораздо более привлекательной для тех, кто не желает, чтобы правительства вмешивались в его дела. Развивать свою навигационную систему «Бэйдоу» планирует Китай. «Пока ни «Бэйдоу», ни Galileo нет, так что нечего даже говорить о возможной их конкуренции с нашим ГЛОНАССом», – заявил «НИ» пресс-секретарь Роскосмоса Александр Воробьев. Впрочем, если сроки ввода ГЛОНАССа будут перенесены еще раз, то ему придется соревноваться сразу с тремя соперниками.

Опубликовано в номере «НИ» от 14 апреля 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: