Главная / Газета 11 Марта 2008 г. 00:00 / Экономика

Не штрафом единым

До перехода на качественный бензин России еще очень далеко

ОЛЕГ ЗАЯНОВ

Мало принять европейский технический регламент по бензину, необходимо еще и экономическое стимулирование производства качественного топлива. Пока же горючего, выпускаемого по стандарту «Евро-3» во всей стране, не хватает даже для заправки столичных автомобилей. К таким выводам пришел встретившийся в прошлую пятницу с журналистами исполнительный директор Московской топливной ассоциации (МТА) Григорий Сергиенко.

Сегодня вся страна производит хорошего топлива меньше, чем потребляет одна Москва.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Сегодня вся страна производит хорошего топлива меньше, чем потребляет одна Москва.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Напомним, что правительство одобрило недавно новый технический регламент, предполагающий, что страна постепенно будет переходить на более качественное топливо европейского стандарта. С 1 января 2009 года РФ должна перейти на выпуск бензина и дизельного топлива, соответствующих стандартам «Евро-3», а уже с сентября этого года не допускается выпуск горючего с металлосодержащими присадками.

Москва, которая стремится идти впереди всей страны, на «Евро-3» формально перешла полностью еще с января 2007-го. Поэтому, как пояснил Григорий Сергиенко, когда при проверках, которые проводят столичные чиновники, выявляются АЗС, торгующие «некачественным топливом», речь, по его словам, нередко идет не о разведенном посторонними примесями бензине, а о горючем, вполне соответствующем европейским стандартам, но более низким, чем «Евро-3». Полного же соответствия добиться, судя по его расчетам, весьма затруднительно, поскольку сама отечественная нефтеперерабатывающая отрасль к этому не готова.

Специалист привел данные Минпромэнерго, из которых следует, что в 2007 году общее производство бензина составило в России 35 млн. тонн. Из этого объема только около 2% соответствует качеству стандарта «Евро-4» (переход на него тоже не за горами), 7% – «Евро-3» и около 50% – «Евро-2». Все остальное даже к очень старым европейским понятиям о качестве топлива отношения вообще не имеет. Нечто подобное происходит и на рынке дизельного топлива, где лишь 16% общего объема дотягивает до «Евро-3». Между тем, по словам г-на Сергиенко, в Москве, которая живет по самым высоким в стране бензиновым стандартам, потребление топлива составляет 3,1 млн. тонн в год, «тогда как общее производство бензина «Евро-3» в России достигает 2,5 млн. тонн».

За продажу не соответствующего этому стандарту горючего столичные АЗС штрафуют: в первый раз на 400 тыс. руб. за повторное нарушение на 1 млн. руб., сейчас активно говорят о необходимости даже уголовного наказания. На вопрос «НИ», эффективны ли эти меры, если качественного бензина просто физически не хватает, г-н Сергиенко ответил: «Да, наша промышленность отсталая, мы производим такой бензин, какой есть, и что тут бить по концам, то есть по тем, кто это топливо реализует? Давайте предъявлять претензии к производителям, ведь именно они выпускают такой бензин». К тому же, убежден он, одними карательными мерами ситуацию точно не изменить, нужны еще и экономические стимулы для нефтепереработчиков. «В прошлом году были отменены пошлины на ввоз оборудования, необходимого для модернизации НПЗ. Сейчас идет дискуссия об изменении акцизов на продажу высокооктановых бензинов: они облагаются более высокой платой, порядка 3,6 тыс. руб. за тонну, а низкооктановые – на 1 тыс. меньше. Предлагается сделать наоборот, чтобы продавать более качественный бензин было более выгодно», – отметил эксперт. Правда, по его словам, пока эти предложения не нашли поддержки у Минфина, который считает, что такие меры приведут к снижению поступлений в бюджет.

К тому же исполнительный директор МТА полагает, что нынешние механизмы формирования цен на топливо не позволяют нефтепереработчикам компенсировать затраты на модернизацию перерабатывающих мощностей. Из этого следует: на то, что бензин не будет дорожать и дальше, рассчитывать не стоит. «Сейчас низкокачественное топливо тянет вниз цены. По мере того, как более качественное топливо будет выдавливать его с рынка, цены начнут выравниваться», – предупредил эксперт.

И наконец, главная цель введения новых норм – экологическая –в ближайшие годы, скорее всего, также не будет достигнута. Производители уверяют: с 1 января 2007 года в России выпускаются двигатели под «Евро-3» и выше. Но автомобильный парк в стране обновляется очень медленно. К богатой Москве это относится в меньшей степени, хотя и по столичным улицам «бегает» достаточно отечественных и зарубежных «старушек», которые воздух явно не озонируют. В целом же по РФ, уверяют эксперты, 60% машин – нашего производства, а среди 40% иномарок большинство далеко не первой свежести. Для них цифра в «Евро» вообще не имеет значения – они дымят на любом топливе. Поэтому даже многие столичные владельцы такого «антиквариата» предпочитают заправляться в Подмосковье, где топливо дешевле. А что зальют в бак, не так уж важно. Грузовики – особая тема, в которую даже специалисты предпочитают не углубляться.

Вывод напрашивается сам: государство приняло стандарт, для которого не хватает ни топлива, ни автомобилей.

Опубликовано в номере «НИ» от 11 марта 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: