Главная / Газета 14 Февраля 2008 г. 00:00 / Экономика

Дорогое бездорожье

Из-за плохих автотрасс Россия ежегодно теряет почти два триллиона рублей

АНДРЕЙ ДОЛГИХ

Вчера первый вице-премьер Сергей Иванов признал: состояние отечественных дорог ужасно. Менее 40% федеральных трасс соответствуют нормативам, а каждый год потери российской экономики от бездорожья превышают сумму военного бюджета страны. Вместе с тем он обнадежил автолюбителей: к 2015 году в РФ будет построено 64 тыс. км новых автодорог. Однако специалисты говорят, что при нынешнем состоянии отрасли за каждый километр магистрали государство будет серьезно переплачивать.

После такого тщательного ухода за асфальтом летом его придется перекладывать.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
После такого тщательного ухода за асфальтом летом его придется перекладывать.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Выступая вчера на коллегии Минтранса, Сергей Иванов так оценил нашу дорожную ситуацию: «Потери экономики от плохого состояния дорог чрезвычайно велики: по оценкам специалистов, они составляют более 1,8 трлн. руб. в год – около 3% ВВП. Это гораздо больше, чем все расходы государства на оборону». Вице-премьер отметил, что сейчас доля протяженности только федеральных дорог, не соответствующих нормам качества, составляет более 60%. «И только 8% от общей протяженности автодорог федерального значения имеют многополосную проезжую часть», – констатировал он. Замглавы правительства подчеркнул, что главная задача – обеспечить максимальную эффективность использования средств, выделяемых на ремонт и содержание дорог, поскольку финансирование нередко уходит в «черную дыру».

Независимые эксперты согласны: без жесткого контроля за использованием бюджетных средств значительную часть выделяемых денег просто «закатают в асфальт». «Основная проблема отрасли – воровство, – рассказал «НИ» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Сейчас до 50% средств уходит на откаты и по другим «серым» каналам. И пока никакого прорыва нет, на политическом уровне трудности в дорожном строительстве не решаются. Не более 11% денег, получаемых от дорожного налога, идет непосредственно на ремонт. Нам нужно восстанавливать дорожный фонд, без этого проблему не решить».

«Построить 64 тыс. км автодорог, конечно, можно, но все будет зависеть от объема вложенных ресурсов, – пояснил «НИ» первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон. – А поскольку пока воровство в этой отрасли процветает и общая эффективность дорожного строительства крайне низкая, то стоимость строительства будет сильно завышенной».

Помимо количества дорог, есть еще и проблема их качества, признал Сергей Иванов. Он подчеркнул необходимость внедрения новых технологий для повышения эффективности содержания и строительства автотрасс в России. Кроме того, по мнению вице-премьера, к развитию автодорог следует активнее привлекать зарубежных и отечественных инвесторов.

«Стандарты, применяемые в дорожном строительстве, – устаревшие и несовершенные. Но это не означает, что новых разработок нет. Они есть, и ввести их можно, но для этого нужны инвестиции. Безусловно, смена стандартов стоит очень дорого. Но если не воровать, то денег хватит», – считает Лев Якобсон. Также специалист согласился с вице-премьером, что привлечение частников в дорожное строительство пойдет отрасли на пользу. Личная заинтересованность бизнесменов в эффективности работ способна усилить контроль за оборотом выделяемых средств. Плюс в дорожном строительстве наконец-то появится конкуренция.

Так совпало, что вчера дорожная проблема обсуждалась и столичными градоначальниками. Первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк заявил, что в ближайшие годы в городе нужно построить не менее 150 км новых трасс. По его словам, на это потребуется не менее 500 млрд. руб. При этом чиновник добавил, что «если посмотреть на специфику работ, то эта цифра может быть увеличена вдвое». Виктор Похмелкин согласен, что решение транспортной проблемы в Москве нельзя затягивать, но за такие деньги справедливо требовать с чиновников действительно продуманных проектов. «Система может быть любой, но она должна быть умной. Можно и в 10 полос сделать магистраль, но если съезд с нее оставить двухполосный, то ничего хорошего не выйдет. Необходим четкий просчет, общая гармоничная система», – говорит специалист.

Опубликовано в номере «НИ» от 14 февраля 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: