Главная / Газета 26 Декабря 2007 г. 00:00 / Экономика

Новогодняя депрессия

Перед праздниками многие россияне расхотели делать покупки

НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ

По последним данным международной исследовательской компании Nielsen, индекс потребительского доверия в мире за год снизился с 99 до 94 баллов. Из-за опасений экономического кризиса накануне праздников люди решили меньше покупать и больше экономить. Для России такие настроения характерны меньше, чем для развитых стран, однако и наши граждане меняют потребительские предпочтения.

Традиционный декабрьский бум потребления в этот раз проходит на фоне тревог о будущем.<br>Фото: ИТАР–ТАСС. СЕРГЕЙ КОРМИХИН
Традиционный декабрьский бум потребления в этот раз проходит на фоне тревог о будущем.
Фото: ИТАР–ТАСС. СЕРГЕЙ КОРМИХИН
shadow
Ипотечный кризис в США и подорожание нефти повлияли на мировые рынки и сказались на настроениях потребителей по всему миру. Две трети опрошенных в 48 странах считают, что сегодня не самое удачное время для новых покупок. Лидируют в этом отношении Таиланд, Тайвань и Италия. В России, которую кризис задел лишь по касательной, таких пессимистов все равно 60%. Кроме того, людей спрашивали, ожидают ли они глобального экономического спада, уверены ли в своих перспективах трудоустройства. Обобщив эти данные, исследователи получили индекс потребительского доверия. Если в мире он за год упал с 99 до 94 балла, то в России – с 107 до 103. С такими показателями наша страна заняла в списке пятое место.

Больше всего россиян беспокоят экономическая стабильность (60%), здоровье (41%) и вопросы трудоустройства (28%). Политическая стабильность тревожит лишь 22% опрошенных. Наши граждане собираются тратить свободные средства на покупку одежды (68%), техники (52%), а также обустройство и ремонт дома (47%). Последняя статья расходов появилась в первой тройке приоритетов впервые – раньше мы предпочитали развлечения вне дома и отдых. 34% россиян собираются расплачиваться по кредитам, столько же – отложить свободные средства.

Впрочем, Nielsen опрашивала интернет-пользователей, а это все-таки довольно специфическая группа. А вот Центр стратегических исследований одной из крупнейших отечественных страховых компаний сделал репрезентативную выборку по всем россиянам, По его данным, индекс потребительских настроений с 2005-го по 2007 год повысился у нас с 115,7 до 132,4 пункта. Правда, исследование проводилось в августе и могло не зафиксировать последние тенденции.

shadow По последним доступным данным Независимого института социальной политики (НИСП), индекс потребительских настроений с ноября 2006 года по сентябрь 2007 года в стране вообще не изменился и составил 104 пункта. Такая стабильность настроений, идущая вразрез с экономическим ростом, – дурной знак. Кроме того, россияне гораздо оптимистичнее оценивают перспективы страны в целом, чем свое личное экономическое будущее. «Это свидетельствует о существующей в настроениях и мировосприятии людей своеобразной пропасти между «общественным» и «личным» – страна отдельно, государство «высоко и далеко», а наша жизнь сама по себе», – поясняют в НИСП.

Тем не менее исследование Nielsen показывает: настрой на покупки у россиян все же выше, чем во многих богатых странах. Например, оказалось, что американцы предпочитает закупаться в тех супермаркетах, которые предлагают наилучшее соотношение цена – качество. Корейцы, индонезийцы и немцы выбирают магазины поближе к дому, а малазийцы предпочитают моллы с удобной парковкой. Жители же бурно развивающихся стран предпочитают супермаркеты с хорошим выбором дорогих марок и высококачественных продуктов. Лидируют по этому показателю россияне (93%), затем идут индийцы (79%), китайцы и латыши (по 78%), а также литовцы (77%).

Мы привыкли жаловаться на засилье рекламы, но оказывается, ее у нас не так уж много в сравнении с другими странами. Например, в России малое число потребителей обращает внимание на скидки и акции при выборе места покупок (около 20% против 60–80% в США). «Основная причина, по которой русские покупатели не интересуются акциями и регулярными скидками, – это то, что они попросту не знают о них, так как каналы рекламы и продвижения товаров все еще недоразвиты», – поясняет эксперт компании Nielsen Тодд Хэйл.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 декабря 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: