Главная / Газета 21 Июня 2007 г. 00:00 / Экономика

Царство китайских рубашек

Российские текстильщики никак не могут насытить рынок и догнать иностранных конкурентов

НАТАЛЬЯ КУКЛИНА

Вчера в Минпромэнерго сообщили, что рост текстильной и швейной промышленности в России в январе – апреле 2007года составил 10,2% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Но радоваться пока нечему. По данным таможенников, объемы зарубежных поставок текстильных изделий и обуви увеличились за этот же период в стоимостном выражении на 73,5%. Это значит, что рынок насыщается импортом – пусть не очень качественным, зато дешевым.

Найти в модных бутиках хоть что-нибудь, сшитое в России, – непосильная для покупателя задача.<br>Фото: АР
Найти в модных бутиках хоть что-нибудь, сшитое в России, – непосильная для покупателя задача.
Фото: АР
shadow
По данным Минпромэнерго, легкая промышленность сейчас опережает все обрабатывающие отрасли экономики России. Однако, несмотря на этот явно неплохой рост, зависимость нашего рынка от импорта уже превышает допустимые пределы и к тому же продолжает увеличиваться. В целом его объем в текстильной отрасли составляет более 80%. Между тем спрос растет год от года, ибо потребление постоянно увеличивается. Если в 2000 году этот рынок оценивался в стране на уровне 8 млрд. долларов, то в 2005-м – уже в 35, а в 2006 году – в 55 млрд. «зеленых». Емкость потребительского рынка для текстильной промышленности в РФ в 2,5 раза выше, чем, например, для автомобилестроения, подсчитали эксперты.

Однако насытить его даже количественно наши текстильщики и швейники, если судить по статистическим данным, не в состоянии. Поэтому практически все «сливки» снимают импортеры. В некоторых сегментах, в частности, в производстве одежды специалисты отмечают уже едва ли не полное замещение отечественной продукции импортом. Наши же предприятия преуспевают только в производстве униформы и домашнего текстиля, где рост производства доходит и до 50%. И дело здесь не только в низком качестве отечественных изделий. Российская текстильная промышленность и по объему производства не в состоянии покрыть более 20% емкости нашего рынка.

shadow Высокие пошлины на сырье и отсутствие инвестиций приводят, по сути, к тому, что ежегодно российский текстпром сдает позиции по спортивной, детской, зимней одежде. При этом стоимость рабочей силы у нас нередко не дороже, чем в Китае, подчеркивают участники рынка, и шьют россияне не хуже китайцев –многие фабрики, например, успешно работают на экспорт. Однако на внутреннем рынке – грусть и уныние.

Причина отставания отрасли – высокий износ и без того морально устаревшего оборудования на российских заводах. По данным Росстата, ежегодное обновление парка машин и оборудования не превышает 3–4%, тогда как в технологически развитых странах этот показатель составляет 14–16%. К тому же власти не собираются понижать в ближайшее время таможенные пошлины на ввоз сырья. А ведь хлопок в России не растет. Что же до программ развития льноводства, то все стопорится из-за критического положения в нашем сельском хозяйстве.

Есть другая проблема, решение которой от самой отрасли не зависит. Начальник отдела промышленной политики в легкой промышленности Минпромэнерго Сергей Шумилин рассказал «НИ», что, помимо перечисленных причин, мешает развиваться высокая доля «серого» импорта. По его данным, более половины текстильных изделий в Россию поставляется по «серым» схемам. «Мы не против официального импорта товаров легкой промышленности. Например, у нас практически не производится джинсовая ткань, и абсолютно нормально, что этот сегмент рынка принадлежит иностранным компаниям. Но невозможно конкурировать с «челноками» и незаконным производством», – считает чиновник. По его словам, в такой ситуации сложно вести статистику, анализировать и планировать перспективное развитие легкой промышленности.

Впрочем, в Минпромэнерго признают, что в ряде направлений мировые производители преуспели настолько, что нам уже не удастся конкурировать с ними ни по ассортименту, ни по качеству. «Но по другим направлениям, чтобы их у себя развивать, России следует принять должные заградительные меры. Наша реальная конкурентоспособная ниша – 45–50% рынка», – уверен г-н Шумилин.

Сами производители смотрят на ситуацию куда более пессимистично и не надеются, что в ближайшие годы им удастся выйти на достойный уровень развития и конкурировать с более дешевым и качественным импортом. По словам президента Ассоциации текстильной и легкой промышленности «Восток-сервис» Владимира Головнева, «прессинг со стороны Юго-Восточной Азии просто колоссальный, поэтому российский текстиль сможет выжить только в рамках крупных холдингов». А председатель совета директоров крупного текстильного объединения Сергей Лукьянов считает, что нужно «менять структуру инвестирования, вкладываться не в оборотные активы, а в технологичное переоснащение, создание сбытовых технологий, брендирование товара и НИОКР».

Опубликовано в номере «НИ» от 21 июня 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: