Главная / Газета 19 Июня 2007 г. 00:00 / Экономика

Тариф «Несправедливый»

Российская телефонная реформа никак не может завершиться

НАТАЛЬЯ КУКЛИНА, ПЕТР ГЕЛЬТИЩЕВ

Начавшийся больше 4 месяцев назад переход на новую систему оплаты стационарной телефонной связи, по сути, до сих пор не завершился. Чиновники все еще спорят, за что и как платить, как считать время разговора. Мало того, как выяснили «Новые Известия», к трем существующим может добавиться еще один тариф, по которому звонки на сотовые будут бесплатными. Между тем абоненты по всей России недовольны новым порядком оплаты. К телефонным узлам выстраиваются очереди – люди не хотят платить за чужие разговоры, просят перепроверить их счета, скандалят. Телефонисты относятся к претензиям граждан философски.

По Москве итоги «телефонной реформы» таковы: на безлимитном тарифе остановилось более половины абонентов, 22% выбрали комбинированный тариф, около 24% предпочли повременный. Однако народная тропа к телефонным узлам не зарастает. Каждый день задолго до открытия Преображенского узла к нему выстраивается очередь. Иногда человек 10–15, иногда больше. Люди приходят жаловаться, не желая платить за те разговоры, которых они не вели. Каждый второй обнаружил в счете «лишние минуты».

Пенсионерка Нина Петровна, абонент безлимитного тарифа, сообщила нам, что вместо установленных 380 руб. за последний месяц ей пришел счет на 651 руб. По утверждению женщины, она не могла наговорить на такую сумму. В подтверждение своих слов она показала полный список всех своих телефонных переговоров, включая входящие и исходящие вызовы, с точным указанием продолжительности каждого звонка. «Когда звоню, кладу перед собой секундомер и фиксирую время каждого разговора. Я очень аккуратный плательщик», – с гордостью отметила она.

Вера Васильевна, дама отнюдь не пенсионного возраста, сообщила нам, что даже после того как она сменила тариф с безлимитного на повременный, ей по-прежнему, уже в течение двух месяцев, продолжают приходить счета с такими суммами, как если бы она ничего и не меняла. «Плохо даже не то, что они ошиблись, а то, что они третий месяц не могут устранить эту ошибку, а я продолжаю получать высокие счета за телефон», – жалуется она. Другая жертва телефонной несправедливости – ветеран войны Дмитрий Михайлович. По его словам, большую часть времени он проводит на даче, в московской квартире бывает редко, однако в конце месяца он каждый раз получает счета за междугородные переговоры. Примечательно то, что звонки в другой город с его номера осуществлялись как раз тогда, когда Дмитрий Михайлович трудился на своем огороде.

В пресс-службе МГТС признают, что «претензии со стороны абонентов периодически бывают, это нормально, это наша работа, у нас существует целое подразделение, которое нацелено на то, чтобы решать все вопросы, возникающие у наших абонентов». «Бывают вопросы и про «проговоренные» минуты, они успешно разрешаются», – уверяют связисты.

Судя по очередям на телефонных узлах, «целого подразделения» мало, либо оно работает так, что абоненты вынуждены ждать приема часами. Только самые решительные граждане доходят до суда. За последнее время было подано лишь три иска о несогласии абонентов с выставленными счетами. «Решение о подаче абонентами исков – скорее эмоциональное, а сами претензии свидетельствуют о том, что абоненты не до конца разобрались в реформе отрасли связи и искали вину МГТС там, где ее нет и быть не может», – так комментируют ситуацию в пресс-службе МГТС.

Что касается реформы, то она, заметим, сразу как-то не заладилась. То голосующие счета опаздывали, то о смене тарифа никак не могли договориться. Первоначально связисты хотели после 1 мая брать за него плату. Против этого выступила Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП). Председатель КонфОП Дмитрий Янин рассказал «НИ»: «Мы обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая потребовала, чтобы МГТС пересмотрела свою политику. В результате, мы добились, чтобы переход с одного тарифа на другой раз в месяц был бесплатным». Тем временем в пресс-службе МГТС уверяют, что не меняли своих решений. «Каким был до 1 мая бесплатный переход с тарифа на тариф, таким он и остался после 1 мая», – рассказала «НИ» пресс-секретарь Екатерина Невская. По факту все так, но о своих первоначальных планах связисты, видимо, предпочитают не вспоминать.

В Москве, заметим, «безлимитка» – самая дорогая в стране. Как рассказал «НИ» сопредседатель Союза потребителей России (СПРФ) Евгений Мясин, «все остальные операторы местной телефонной связи установили цены на «безлимитку» ниже в среднем на 20–25% от установленного Мининформсвязи потолка». Это говорит о том, что цифра в 380 руб. по существу ничем не обоснована. Даже глава Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, утвердившей эти самые тарифы, призвал руководство МГТС добровольно снизить плату за телефон. Однако московские связисты непреклонны, и, по заявлениям их пресс-службы, «в ближайшее время никаких изменений не планируют».

Повис в воздухе и вопрос о плате за пользование абонентской линией. В Москве это 125 руб., которые приходится платить независимо от того, какой у вас тариф и вообще, пользовались вы телефоном или нет. «Очевидно, что абонентская линия может быть предоставлена в постоянное пользование только единовременно, при заключении договора. Абонентская линия не может предоставляться в постоянное пользование каждый месяц», – возмущаются в СПРФ. По словам г-на Мясина, с требованием отменить необоснованный побор они обращались и к премьер-министру, и в Генеральную прокуратуру, но нигде не получили поддержки. Ни г-н Фрадков, ни его заместители не стали отвечать на письмо, а переслали его в Мининформсвязи, где сочинили «пустой формальный ответ». «Если все оставить как есть, то МГТС будет получать доход, по нашим подсчетам, в 5 раз превышающий тот, который был до перехода на новые тарифы. Мы собираемся обращаться в Конституционный суд, устраивать акции и пикеты», – рассказал нам г-н Мясин.

Телефонную реформу «доводят до ума» по ходу, гражданам же ждать, пока она закончится, не дают – платите или отключим аппарат. Сейчас чиновники активно обсуждают проблему оплаты звонков со стационарных номеров на мобильные. Как это сделать, пока не ясно, закон ведь гласит: платит звонящий. Директор департамента внешних коммуникаций ОАО «Связьинвест» Олег Михайлов рассказал «НИ»: «Возможно, что ФСТ утвердит четвертый тарифный план. Абоненты, которые выберут этот тариф, получат возможность бесплатно звонить на мобильные со стационарных телефонов. Однако такая привилегия может быть введена и для обладателей уже существующего безлимитного тарифа».

Другая проблема – как считать время разговора. В течение всего мая продолжались споры между Мининформсвязи и ФАС: вводить посекундную тарификацию или нет. Под нажимом недовольных потребителей телефонисты уступили, и теперь за 30 секунд разговора и менее перестанут начислять плату как за полную минуту. Что касается каждой секунды, то, как выяснилось, считать их не позволяют технические возможности большинства станций. Вот и вся реформа так идет: сначала деньги с граждан, а потом уже выяснение собственных возможностей.


КРАСНОДАРЦАМ ТЕЛЕФОН ОБХОДИТСЯ ВДВОЕ ДОРОЖЕ


Введение новых тарифов в Краснодарском крае прошло довольно спокойно, более 70% абонентов выбрали «безлимитку», которая предусматривает плату в размере 295 руб. в месяц. Прочие варианты (это выяснилось позже) оказались, как это ни парадоксально, менее экономичными. Дело в том, что «фора» в 40 минут в течение месяца, как правило, быстро выбирается, поэтому многие, поняв, что платить приходится больше, стали в итоге все равно переходить на безлимитный тариф. Люди начинают привыкать к новым расценкам, но тем не менее в целом платить краснодарцы стали больше.
Пенсионер Андрей Дорошенко рассказал «НИ», что летом, когда они с супругой проводят большую часть времени на даче и пользуются мобильной связью, необходимость платить за неработающий телефон не только сильно раздражает, но и бьет по тощему стариковскому кошельку. Однако отказываться от стационарного телефона, который семья Дорошенко провела несколько лет назад, заплатив более 500 долларов, тоже не хочется. Удорожание стационарной связи отмечают сегодня практически все краснодарцы. К и без того немалой сумме добавляется оплата звонков на мобильные телефоны, в среднем получается около 1,5 руб. в минуту, так что в целом расходы на связь по краевой столице выросли в два раза и более.


Сергей ПЕРОВ, Краснодар



В ПРИМОРЬЕ АБОНЕНТОВ ЗАЩИТИЛ СУД


В Приморье безлимитный тариф, который выбрало большинство жителей края, – это 120 руб. в месяц, но за использование линии нужно платить еще 130 руб., итого получается 250. В «Дальсвязи» «НИ» отказались сообщить итоги работы с новыми планами, однако известно, что чистая прибыль компании по итогам I квартала 2007 года, когда эти тарифы были введены в действие, выросла на 9,73%. Местные независимые эксперты не сомневаются, что эту прибавку обеспечила именно новая система расчетов с абонентами. Особое недовольство людей вызвало то, что «Дальсвязь» ввела плату за смену тарифа в размере 90 руб. Дело в том, что не все сразу смогли разобраться, что им выгоднее, но потом, получив счета, захотели изменить выбор. Однако связисты решили: тариф выбирается только один раз, потом – исключительно за деньги. Но суд поправил телефонистов. В мае Камчатское управление Федеральной антимонопольной службы признало, что Камчатский филиал ОАО «Дальсвязь» нарушил закон о защите конкуренции, злоупотребив доминирующим положением на товарном рынке, и предписало устранить допущенные нарушения.


Дмитрий КЛИМОВ, Владивосток



ПИТЕРСКАЯ «БЕЗЛИМИТКА» ЕЩЕ ПОДОРОЖАЕТ


В Петербурге повременный тарифный план выбрали 16,1% абонентов, комбинированный – 14,2%. Самым популярным стал безлимитный – 69,6%. По мнению коммерческого директора Северо-Западного Телекома (СЗТ) Олега Попова, одной из основных причин таких результатов стала инертность населения. Ведь выбирая «безлимитку», абонент не должен был совершать никаких дополнительных действий, перевод на этот тариф проходил автоматически.
Сами же петербуржцы нередко объясняют такой выбор тем, что не слишком-то доверяют поминутным расчетам, которые присылают телефонисты. В самом деле среди выбравших другие тарифные планы немало недовольных – люди не хотят оплачивать те или иные разговоры, считая их «чужими». В СЗТ объясняют подобные претензии «психологическим фактором». Тем не менее и сегодня абоненту, пользующемуся комбинированным тарифом, довольно проблематично узнавать свой остаток оплаченных минут. Для этого приходится каждый раз звонить в справочную службу. Правда, г-н Попов пообещал, что в будущем в СЗТ будет запущен интернет-портал самообслуживания, который позволит абонентам в режиме реального времени узнавать баланс, менять тариф, управлять услугами.
Безлимитный тариф составляет сейчас 295 руб. Однако это не означает, что завтра он останется таким же. Дело в том, что Федеральная служба по тарифам (ФСТ) определила для города на Неве максимально допустимую стоимость ежемесячной платы в рамках «безлимитки» в 370 руб. СЗТ, поначалу отказавшись от этой предельной суммы, представила дело как «снижение тарифов на телефонные разговоры». Вместе с тем компания оставила за собой право поднять в конечном счете стоимость тарифа до разрешенных 370 руб. Эксперты полагают, что это будет сделано очень скоро, но поэтапно – оператор убежден, что немногие пойдут менять тариф из-за увеличения расходов на 5–10 руб. в месяц.


Наталья ШЕРГИНА, Санкт-Петербург



УЛЬЯНОВЦЫ НЕ ХОТЯТ ПЛАТИТЬ ЗА ЧУЖИЕ РАЗГОВОРЫ


Пресловутая «телефонная реформа» обернулась в Ульяновске недовольством горожан и громкими скандалами. Многие горожане жалуются на огромные счета, которые теперь стали им приходить. Одна из жительниц областного центра рассказала «НИ», что ей насчитали такую сумму, на которую она просто не могла наговорить. «Получается, что я разговаривала более 20 часов, хотя были дни, когда я вообще к телефону не подходила, а в остальные дни общение сводилось к 1–2 минутам», – сообщила она, пожаловавшись, что связисты отказались дать ей распечатку телефонных переговоров. Когда же женщина решила перейти на другой тариф, с нее потребовали заплатить за это. На днях в городе была поставлена точка в другом жарком споре связистов и абонентов. Ульяновский филиал ОАО «Волга-Телеком» настаивал на том, что переход с одного тарифа на другой может быть только платным. Не соглашавшиеся с таким порядком правозащитники обратились в суд, который признал, что взимание платы за переход с одного телефонного тарифа на другой незаконно.


Михаил БЕЛЫЙ, Ульяновск

Опубликовано в номере «НИ» от 19 июня 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: