Главная / Газета 17 Января 2007 г. 00:00 / Экономика

Бабушкин мобильник

Россияне готовы отказаться от стационарной телефонной связи

Михаил КРЮЧКОВ, Станислав АНИЩЕНКО, Волгоград, Михаил БЕЛЫЙ, Ульяновск, Константин ФОМИЧЕВ, Саратов

К 1 февраля россияне должны определиться, по какому тарифу они будут оплачивать услуги стационарной телефонной связи. Таких тарифов будет три – «безлимитный», «смешанный», «повременный». Как выяснили «Новые Известия», в регионах граждане в большинстве своем выбирают «повременку». Во-первых, она дешевле. Во-вторых, пользоваться домашним телефоном многие отныне собираются по минимуму. На смену ему приходят мобильники, по которым все активнее звонят даже считающие каждую копейку пенсионеры.

shadow
Чтобы установить домашний телефон, в Волгограде нужно заплатить в среднем 6 тыс. руб., что по карману уже далеко не каждому горожанину. В городскую администрацию обычно поступало в месяц несколько десятков заявлений с просьбой об установке стационарной связи. Сегодня таких заявлений – единицы. И дело, как признают чиновники, не в успехах сплошной телефонизации, а в том, что аппарат дома по таким ценам, да еще и по новым тарифам, людям становится просто не нужен. Пока еще вся абонентская плата в городе составляет 195 руб., а скоро только «за поддержание сети» вне зависимости от тарифа придется платить 125 руб. в месяц.

«У меня дома есть стационарный телефон, но я им практически не пользуюсь, – рассказала «НИ» волгоградка Наталья Матвеева. – Не только я, но и многие мои знакомые подавляющее большинство звонков делают с мобильных телефонов. На мой взгляд, стационарная связь нужна сейчас только для звонков в другие города или страны». По области звонить с сотовых, кстати, тоже выгоднее. «Моя бабушка живет в городе Михайловка в нашей же области, – говорит Евгения Казарина. – У нее есть обычный телефон, но мы с родителями давно купили ей мобильный. Так звонить гораздо выгоднее – тарифы всех операторов позволяют делать звонки внутри региона без оплаты междугородной составляющей».

По словам менеджеров фирм по продаже мобильных телефонов, сейчас активно растет спрос на простейшие аппараты, главное требование к которым – «большие кнопки». «Мы уже стали называть такие сотовые «бабушкиными мобильниками», – рассказывает продавец Алексей. – Все, что от них требуется, – это «чтобы цифры было видно без очков» и «чтобы можно было только звонить и принимать звонки». Баловаться мобильным Интернетом или SMS-ками наши пенсионеры не собираются».

Такая же ситуация и в Ульяновске. 80-летний Павел Герасимов уже год как не расстается с мобильником. Говорит, что домашний телефон ему вообще не нужен. «Это слишком дорогое удовольствие. Тарифы на связь постоянно растут, а у меня пенсия не резиновая», – поделился он с корреспондентом «НИ». Внук прогрессивного пенсионера Сергей Ефимов, помогший деду с выбором аппарата и тарифа, добавляет: «Дед много времени проводит в деревне, поэтому для него сотовый телефон – просто находка. А минута разговора обходится ему в среднем в 70 коп. – это выдерживает даже его пенсия». Областные операторы и здесь отмечают, что в последнее время в числе их клиентов становится все больше людей преклонного возраста.

В Саратове же немало горожан вообще решили отказаться от услуг стационарной связи. В этом есть смысл: пожилым людям, как правило, звонят дети, а входящий вызов – что на домашний, что на мобильный телефоны – для вызываемого абонента все равно бесплатный. Кроме того, у некоторых операторов даже при нулевом балансе номер остается «живым», и абонент может принимать входящие звонки и SMS-сообщения. Так что и здесь пенсионеры с мобильниками на улицах встречаются уже не реже тинейджеров.

Тем не менее, говорить о том, что домашний телефон – это некая примета прошлого, разумеется, еще рано. Поэтому повсеместно граждане выбирают из предложенных трех тарифов – повременного, смешанного и безлимитного – тот, что им выгоднее. Единственное, чего не понимают россияне, – откуда взялись 125 руб., которые независимо от тарифного плана они должны будут ежемесячно платить «за предоставление в постоянное пользование абонентской линии». Непонятно это и специалистам. В Союзе потребителей РФ «НИ» рассказали, что до соответствующего решения Федеральной службы по тарифам это «услугой связи не считалось и оплате не подлежало». Эксперты отмечают, что по закону «услугой связи является деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений». По смыслу же Федерального закона «О связи» предоставление доступа к сети, если и является услугой, то разовой. Плата за предоставление абоненту линии в постоянное пользование вносится тогда, когда гражданин заключает договор на оказание услуг телефонной связи, а ему выделяется номер. Поэтому, считают специалисты СПРФ, россияне, у которых есть домашний телефон, уже оплатили постоянное пользование линией, и требовать с них плату во второй раз, да еще и каждый месяц, неправомерно.

Не ясно экспертам и то, что включает в себя эта ежемесячная «услуга», поскольку отдельно, без передачи голосовых или других сообщений, она не несет в себе никакого смысла или результата для абонента. Объяснения отдельных представителей тарифной службы о том, что речь идет о возможности доступа к Интернету, а также о приеме входящих телефонных звонков, специалисты СПРФ считают неубедительными. Если связисты захотели облагодетельствовать пользователей Глобальной паутины, то почему платить должны все без исключения? А если из 125 руб. оплачивается вызов абонента по домашнему телефону, то как же быть с узаконенным уже принципом «платит звонящий»? Ведь получается, что опять будут платить оба. Чтобы понять природу всех этих нестыковок, Союз потребителей РФ обратился за разъяснениями к премьер-министру Михаилу Фрадкову.

Опубликовано в номере «НИ» от 17 января 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: