Главная / Газета 29 Ноября 2006 г. 00:00 / Экономика

Без бумажки ты…

Сколько денег берут чиновники за то, что они должны делать бесплатно

МИХАИЛ КРЮЧКОВ, НАТАЛЬЯ КУКЛИНА

До 1 января большинству москвичей предстоит доказать государству, что у них в собственности лишь одна квартира. Без соответствующей справки «по умолчанию» будет считаться, что их как минимум две, а значит, и квартплата начнет рассчитываться по более высоким тарифам. Во всех отделениях Государственной регистрационной службы по Москве – огромные очереди. И не только там. Последние исследования специалистов показывают: в стране «забюрокрачены» практически все услуги, которые оказывает нам государство, – от получения паспорта до регистрации недвижимости. Чтобы тебе дали то, что положено по закону, везде нужно платить деньги. Жертвами становятся не только рядовые граждане, но и сами реформаторы, которые не в силах победить систему. «Новые Известия» выяснили тарифы поборов, принятые в ряде госучреждений.

Если в государственном учреждении нет очереди, значит, оно не работает.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Если в государственном учреждении нет очереди, значит, оно не работает.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
И отечественный, и мировой опыт доказывает: государство – плохой собственник, слабый бизнесмен и неэффективный менеджер. Однако есть сферы, в которых без государства обойтись просто невозможно. Оно, и никто другой, выдает паспорта и визы, регистрирует права на недвижимость и сделки с нею, ставит на учет безработных и выплачивает им пособия, регулирует миграционные потоки – словом, предоставляет населению услуги, которыми каждый из нас хоть несколько раз в жизни, но воспользовался. И делает это плохо. Официально признав это, правительство, чтобы исправить ситуацию, год назад приняло концепцию административной реформы в РФ на 2006–2008 годы. Одним из ключевых ее элементов стала разработка стандартов массовых общественно значимых услуг и их внедрение на федеральном и региональном уровнях.

Год прошел, а изменений мало. По крайней мере, россияне, для которых по идее все это должно делаться, перемен не замечают. В этом убеждают результаты исследований, которые провели недавно Институт экономики города (ИЭГ) и Институт сравнительных исследований трудовых отношений (ИСИТО). «Основная проблема, которую выявило наше исследование, – это сильное негативное отношение населения к системе получения государственных услуг как таковой», – рассказала «НИ» директор направления « Социальная политика» ИЭГ Анастасия Александрова. Специалисты проводили опросы в самих госучреждениях, общались с их посетителями на выходе, и главное, что они отмечают – это «нежелание госслужащих предоставлять какую бы то ни было информацию». Если это трудно сделать специалисту с «корочкой», что уж говорить о простых гражданах.

От забора до обеда

Сказать, что все чиновники работают безобразно, нельзя. У нас ведь все зависит от конкретного человека. Именно это и плохо, уверяют исследователи. Скажем, паспорт, по сведениям ИСИТО, можно получить в России в среднем за 30 дней. Именно такой срок, заметим, устанавливает закон. Но тот, кому «везет», успевает сделать это и за 2 дня, а тот, от кого удача отвернулась, ждет до 5 месяцев. Чтобы собрать документы для получения пособия по безработице, нужно от 1 до 22 дней. Государство может посодействовать и в трудоустройстве, но для этого тоже нужно собрать необходимые бумаги. И тут минимальный срок – 1 день, а максимальный – почти месяц.

Власть сегодня возмущается тем, как много у нас работает нелегальных гастарбайтеров. Но чтобы все сделать по закону, разрешения на использование рабочей силы из дальнего зарубежья нужно ждать от 30 до 210 дней, а из ближнего – от 15 до 300 суток. Вот и идут работодатели мимо чиновников. Кстати, 37% их тех, кто такой обходной маневр не совершает, по данным ИСИТО, несут дополнительные финансовые расходы: 23% оплачивают услуги посредников, 14% «заносят» чиновникам деньги, подарки или предоставляют некие «безвозмездные услуги». Кстати, как отмечают исследователи, неденежные формы расчетов становятся в последнее время более популярными.

Тарифы на «заносы»

Впрочем, денег в самом их классическом виде никто не отменял. Самые низкие «тарифы» при оформлении иностранных рабочих в территориальных управлениях госслужбы занятости – от 500 до 2,8 тыс. руб.

Видимо, те, кто привык иметь дело в основном с безработными, к большим подношениям не привыкли. Оформление документов в Федеральной миграционной службе обходится, по данным ИСИТО, сверх госпошлины в среднем в 3925 руб., но разброс очень велик – от 200 до 10 тыс. Чуть выше себя ценят региональные миграционщики – 4142 руб. (от 1 до 10 тыс.). Но есть и косвенные поборы – деньги за бумажные хлопоты получает посредник, который включает в сумму гонорара и чиновничий откат. В этом случае средняя сумма составляет 13 206 руб., а максимальная доходит и до 55 тыс.

Посредничество в России вообще один из самых популярных видов деятельности. Лет 15 назад полстраны «торговало» мочевиной и красной ртутью, не видя ни того, ни другого в глаза. Сегодня главный хит – предложение решить проблемы с чиновниками. Правда, как отмечает замдиректора ИСИТО Ирина Козина, «использование услуг посредника практически не влияет на срок прохождения документов в госучреждениях, а только избавляет от необходимости общения с чиновниками и утомительного ожидания в очередях». Тем не менее в этом бизнесе вращаются сотни тысяч долларов. «Каждый второй готов заплатить официально какие-то суммы денег, чтобы сэкономить время», – констатирует Анастасия Александрова.

Кабинет с хвостом

Очереди – это главное что возмущает россиян, вынужденных сталкиваться с государственными услугами. Получить готовый паспорт в общем-то недолго – в среднем процедура занимает полчаса. Но нужно же сначала сдать документы, а каждый второй наш соотечественник не успевает это сделать с первого раза именно из-за очереди в паспортном столе. Чтобы у гражданина приняли необходимые бумаги или чтобы он смог получить нужные документы или хотя бы консультацию, в территориальных управлениях Государственной службы занятости нужно провести в среднем 2 часа, а в управлениях Федеральной миграционной службы – около 12. Иными словами, одного рабочего дня ну никак не хватит.

Чтобы не терять столько времени, люди готовы платить не мздоимцам-чиновникам и не шустрым посредникам, которые далеко не всегда гарантируют решение вопроса, а вполне официально – самому государству, которое, заметим, и так берет с нас налоги на все это бумаготворчество. Трое из пяти опрошенных работодателей готовы заплатить в среднем 7 тыс. руб., чтобы не терять драгоценные для них часы и дни. И даже половина наших небогатых в общем-то сограждан заплатили бы работникам паспортных столов по 500 руб., чтобы они взяли на себя оформление и сбор документов.

Победить госбюрократию полностью и окончательно невозможно. Но власти, если она, конечно, действительно этого хочет, по силам ограничить всеохватывающее влияние чиновников. Если этого не делать, будут страдать не только простые граждане, но и сами реформаторы. Начальник отдела реформирования государственной службы и антикоррупционной политики департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Виктор Паршин рассказал «НИ», как он лично стал жертвой порочной системы. «Я пытался «прописаться». Это был не эксперимент – мне действительно нужно было срочно оформить документы, но я не стал никому рассказывать, кто я на самом деле. Процесс затянулся надолго», – пожаловался чиновник, добавив в сердцах, что «на них нет никакой управы».

Чтобы не получилось, «как всегда»

«Чтобы решить проблему, нужно изменять законодательство, этим мы сейчас и занимаемся», – сообщил г-н Паршин. По его словам, запущено около 20 пилотных проектов по стандартизации госуслуг. На их реализацию выделено 400 млн. руб. А чтобы не получилось, «как всегда», деньги было решено выделять в два этапа. На первом – 60%, на втором – 40, но только в том случае, если результаты выполнения программ будут признаны удовлетворительными. «В экспериментальном порядке будут стандартизированы следующие услуги: выдача общегражданского паспорта, а также разрешения предпринимателям на использование иностранной рабочей силы, регистрация квартиры и земельных участков, услуги безработным гражданам, – поясняет г-н Паршин. – Пилотная стандартизация проходит в отделениях паспортно-визовой службы и территориальных органах Росрегистрации, в частности, в Московской, Ленинградской, Ярославской областях и в Ярославле. Мы не стали подключать мегаполисы, но старались охватить как можно больше учреждений». Кроме того, обещает чиновник, услуги будут оказываться в электронной форме. Необходимые формуляры для заполнения будут размещены на соответствующих сайтах. Будет создан портал под рабочим названием «Государственные услуги». Также планируется создать call-центр, куда гражданин может позвонить и получить соответствующую помощь.

Однако все это, судя по всему, дело не сегодняшнего дня. А пока стандарты разрабатываются и внедряются, государству попросту неплохо бы знать, что реально в нем происходит. Для этого, полагает Анастасия Александрова, нужен мониторинг, который должны вести и территориальные органы федеральных ведомств, и региональные власти. К тому же, полагает специалист, необходимо всерьез задуматься о том, чтобы в стандартах были варианты услуг, скажем, «эконом-класса» и «бизнес-класса». С такой идеей согласны, впрочем, далеко не все, и логика в возражениях понятна: дай государству добровольно 100 руб. за то, что оно и так обязано делать, и завтра оно захочет брать 500. Причем со всех и принудительно.


ВАМ НРАВИТСЯ, КАК ВАС «ОБСЛУЖИВАЕТ» ГОСУДАРСТВО?

Леонид ЯРМОЛЬНИК, актер:
– Вы вовремя мне позвонили – как раз сейчас я сижу у подполковника Зурова и оформляю паспорт. Я одним из первых получу паспорт нового образца. У меня все замечательно, никаких претензий нет. Не знаю, как в остальных округах, а в ЦАО Москвы чиновники работают хорошо.

Антон КОМОЛОВ, телеведущий:
– Не доволен и не знаю ни одного человека, который был бы доволен его работой. Процесс оформления документов практически во всех государственных службах похож на последнюю стадию сдачи экзамена монахами в Шаолиньском монастыре. Чтобы добиться конечного результата, нужно пройти все круги ада. А поскольку сделать это крайне сложно, проще дать взятку.

Оксана РОБСКИ, писательница:
– Я стараюсь не сталкиваться с госчиновниками. Но если приходится, то я чаще довольна, чем нет – в основном благодаря тому, что меня узнают. Хотя иногда как раз из-за того, что узнают, приходится платить за услуги в два раза больше.

Евгений ПЕТРОСЯН, артист:
– Я сам редко обращаюсь к государству, но у одной моей сотрудницы недавно случилась авария – в подвале дома прорвало канализацию, жить в квартире стало невозможно. А санэпидемстанция и ДЕЗ отказываются засвидетельствовать это. Ни один бюрократ ей помочь не может. Зачем тогда нужны такие чиновники?

Опрос провели Наталья КУКЛИНА, Эмилия КАЗУМОВА

Опубликовано в номере «НИ» от 29 ноября 2006 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

В «серой зоне»

Статус президентской администрации так и остается неопределенным

Коммунисты предложили уволить половину чиновников


«Кусачим» ценам скомандовали ФАС

Правительство предлагает объединить антимонопольное и тарифное ведомства

Операция «Госкорпорация»

Росатом и Олимпстрой превратят в публично-правовые компании, но их суть от этого не изменится

Глава Роструда ушел на пенсию, его сменил бывалый управленец


Деньги больше не любят счет

Госчиновникам запретят иметь зарубежные вклады

Алексей Саватюгин покинул Минфин


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: