Главная / Газета 27 Октября 2006 г. 00:00 / Экономика

Бизнес на ДТП

Почему аварийные страховые комиссары в России пока на полулегальном положении

ЭМИЛИЯ КАЗУМОВА

Аварийные комиссары сегодня есть в любой западной страховой компании. Они появляются тогда, когда у людей случается ЧП. Большое (пожар, дорожное происшествие) или маленькое (соседи залили водой, сосулька упала и помяла крышу авто), не важно. Они быстро приезжают, регистрируют страховой случай и вместо потерпевшего заполняют все бумажки, необходимые для получения выплат. В России это явление пока из области фантастики. Почему, выяснили «Новые Известия».

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
Колыбелью российского аварийного комиссариата называют Санкт-Петербург. Там подобная служба зародилась в 1998 году, а через пять лет был создан Всероссийский союз аварийных комиссаров (ВСА). Сегодня в его состав входят более 50 компаний, работающих на территории страны. В Северной столице немало страховых компаний, которые включают бесплатный выезд «аваркома» в стандартный пакет услуг, предоставляемых по полису ОСАГО. Потому что для питерских автовладельцев это весомый аргумент в пользу выбора того или иного страховщика. Для остальной России это все еще услуга только для VIP-клиентов. В том числе и для Москвы, которая отстает в этом смысле даже от некоторых регионов. Держать в штате собственных комиссаров страховщикам не выгодно, поэтому эту беспокойную круглосуточную работу они в большинстве своем предпочитают перепоручить специализированным службам.

Теперь, когда о перспективе введения прямого урегулирования убытков, не предполагающего присутствия гаишников при незначительном ДТП, стали говорить и законодательная, и исполнительная власти, об услугах аварийных комиссаров задумались многие страховщики. По расчетам ВСА, подготовка материалов для выплатных дел и сервисное обслуживание страхователей силами «аварийщиков» обходятся страховщикам в 3–5 раз дешевле, чем осуществление такой работы при помощи своих штатных сотрудников. Да и клиенту удобнее иметь дело с профессионалами.

Чем командует комиссар

Как правило, аварийные комиссары – это бывшие работники правоохранительных органов и военнослужащие, юристы и автоэксперты. В одной из подобных служб Москвы «НИ» рассказали, что у них в штате есть и бывшие автослесари, из которых после обучения выходят неплохие специалисты. «Страховым компаниям и их клиентам это очень даже по душе – такие комиссары со знанием дела описывают повреждения железа», – говорит сотрудник фирмы.

Первое, что делает аварком, когда приезжает на место ДТП, это оказывает пострадавшему психологическую поддержку. Затем он проводит осмотр места ДТП, устанавливает характер повреждений автомобиля, помогает составить объяснительную записку для протокола. Вторая комиссарская функция – сбор по поручению клиента всех справок и документов, которые необходимы для грамотного и исчерпывающего оформления страхового события. Московские комиссары ездят на «Жигулях», вооружены цифровым фотоаппаратом, рулеткой и курвиметром для измерения расстояний, работающим от батареек, ручным сканером для сканирования документов и портативным копировальным аппаратом. Их питерские коллеги используют для быстрых разъездов еще и мотоциклы. В других городах работают и пешие комиссары. Смена продолжается 12 часов. В начале ее комиссары разъезжаются по вызовам, а потом просто остаются в «квадрате» в режиме патрульной машины, ожидая новых указаний диспетчера.

Кто платит за услуги

В какой бы компании ни служил комиссар, его услуги оплачивает страхователь, то есть мы с вами, и стоимость их составляет в среднем 1 тыс. руб. за выезд. Автовладельцы, в принципе, могут встать к этим специалистам и на абонентское обслуживание – по картам, которые можно приобрести через некоторых страховых брокеров. Самая дешевая, за 300 руб., предполагает только моральную и консультационную поддержку попавшего в аварию клиента по телефону. Эконом-карта, за 850 руб., включает еще и однократный выезд аварийного комиссара. И самый продвинутый продукт – VIP-карта за 14,9 тыс. руб., которая дает право вызывать аваркомов и эвакуатор к месту ДТП неограниченное число раз и гарантирует комплексную поддержку.

В поисках статуса

В общем, дело это нужное и полезное людям. Да и недорогое. Что такое тысяча рублей, когда ты попал в аварию, испытываешь стресс, а есть человек, который профессионально может тебе помочь оформить все бумаги! Да и более мелкие неприятности, о которых наши страховщики пока даже и задумываются, легче пережить, когда тебе помогает специалист. Но дело в том, что аварийные комиссары находятся у нас на полулегальном положении. Их статус никак и нигде законодательно не закреплен, поэтому они, по сути, приравнены к частным сиделкам, которые ухаживают за больными за деньги родственников по сугубо личной договоренности. Опрошенные «НИ» эксперты страхового рынка убеждены, что, имея даже минимальный законный статус, аварийные комиссары могли бы разгрузить и страховщиков, и страхователей, и автоинспекторов.

Разумеется, нужно прописать в законе не только права комиссаров, но их обязанности, профессиональные и иные требования, которым они должны удовлетворять. Наконец, должны быть четкие правила: кто может такую тонкую в психологическом плане работу исполнять, какую ответственность эти люди несут перед клиентами. Иначе в эту сферу ринутся жулики и проходимцы, что, собственно, из-за отсутствия законов в некоторых городах уже и происходит. Законодатель аваркомовской моды Санкт-Петербург, кстати, предпринял попытку легализовать аварийных комиссаров. Городское законодательное собрание даже подготовило соответствующий законопроект. Но прошел он лишь одно чтение в феврале 2005 года. На этом дело остановилось.

Опубликовано в номере «НИ» от 27 октября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: