Главная / Газета 12 Октября 2006 г. 00:00 / Экономика

Самолеты просят денег

В стране может появиться еще один национальный проект

ДМИТРИЙ МИГУНОВ

Развитие гражданской авиации в России должно получить статус приоритетного национального проекта, заявил вчера вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов на расширенной коллегии Минтранса. По его словам, старение парка гражданских судов является проблемой, решить которую без прямого участия государства не получится. Специалисты согласны, что новый статус отрасли поможет решить финансовые проблемы, но дело не только в них.

Парк воздушных судов обновляется у нас крайне медленно.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Парк воздушных судов обновляется у нас крайне медленно.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
На сегодняшний день, по словам министра транспорта Игоря Левитина, самолеты иностранного производства обеспечивают треть пассажирских авиаперевозок в России. «При этом на долю российских дальнемагистральных самолетов приходится около 8%», – заявил он, добавив, что всего в стране эксплуатируется 2,5 тыс. самолетов, или 50% от зарегистрированных в авиареестре. При этом более 60% пассажиров перевозят самолеты разработки 60–70-х годов. «Около 50% провозной мощности магистрального пассажирского парка обеспечивают воздушные суда, не соответствующие современным международным нормативам по уровню шума на местности. Средний возраст парка растет, что говорит о низких темпах его обновления», – добавил чиновник.

По мнению Сергея Иванова, «для скорейшего решения этой задачи понадобится не только сосредоточение усилий самих авиакомпаний, но и крупномасштабное государственное субсидирование». Первоочередные задачи, поставленные им, в общем-то не новы: сформировать примерный график вывода воздушных судов из эксплуатации, проверить разработки в области гражданского самолетостроения на предмет их соответствия российским и международным стандартам. Нечто новое состоит, пожалуй, лишь в том, что нужно оценить возможности авиапрома по серийному производству необходимого количества самолетов.

По мнению специалистов, это может быть знак того, что, как и в автопроме, надежд на отечественные машины у властей становится все меньше. Ведь довести до ума российские проекты, многие из которых разрабатываются на протяжении десятилетий, но никак не могут быть запущены в серийное производство, не удается уже много лет. Правда, Минфин пока непоколебим. Как заявил вчера министр Алексей Кудрин, торопиться с отменой НДС на самолеты иностранного производства не следует. «Я не говорю, что я отказываюсь. Надо еще раз обсудить этот вопрос», – говорит чиновник.

Летать на современных и безопасных «иномарках», конечно, хорошо. Однако, как предупреждают эксперты, если бросить на произвол судьбы гражданское авиастроение, урон понесет и военное. «Это будет полная деградация, – заявил «НИ» аналитик Олег Волков, но на такое, я думаю, никто в руководстве страны не пойдет». Что же касается авиапрома как национального проекта, то эксперты сходятся в том, что он пригодился бы в первую очередь для кратчайшей наладки и выпуска новых моделей. Это позволит привлечь не только деньги, но и внимание первых лиц к буксующей много лет отрасли.

«Для спасения гражданской авиации нам нужно максимально быстро вытянуть несколько серьезных проектов, – убежден заместитель директора Центра анализа стратегии и технологий Константин Макиенко. – К примеру, почти готовая модель SuperJet «Сухого» требует еще 1,5 млрд. долларов. А вводить в строй ее нужно как можно быстрее, поскольку парк устаревает, а на его место приходят иностранные конкуренты. То же самое касается и проектов Ту-204 и Ил-96. С последним ситуация тяжелая – четырехмоторные самолеты на мировом рынке идут плохо, но эту модель необходимо вытягивать хотя бы из соображений национальной безопасности – этот самолет является платформой для военных целей».

В то же время далеко не все проблемы российского авиапрома вызваны банальной нехваткой денег. В частности, по словам г-на Макиенко, корпорации «Туполев» и «Ильюшин» на сегодняшний день неэффективны из-за слабого менеджмента. Решит ли и эту проблему придание отрасли статуса нацпроекта, специалисты однозначно ответить не решаются. Важно также, кому этот проект достанется, если, конечно, он состоится. Если людям в погонах, есть большие опасения, что дело пойдет по далеко не беспроблемному пути военной реформы.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 октября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: