Главная / Газета 4 Сентября 2006 г. 00:00 / Экономика

Торжество суррогата

Алкогольный рынок заполнен практически полностью, только непонятно, чем

ОЛЬГА ГОРЕЛИК

Представители алкогольной отрасли считают, что действующая система контроля за качеством и безопасностью алкоголя совершенно не защищает потребителя от паленой продукции. Об этом говорится в письме Союза участников алкогольного рынка (СУАР), направленном в пятницу в Роспотребнадзор. По мнению аналитиков, данная проблема стала особенно актуальна из-за дефицита легального алкоголя, вызванного неловкими действиями властей.

От подделок не спасут никакие проверки.<br>Фото: ИТАР-ТАСС
От подделок не спасут никакие проверки.
Фото: ИТАР-ТАСС
shadow
Президент СУАР Осман Парагульгов направил в адрес руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко письмо с предложением провести рабочую встречу и обсудить необходимость создания национальных стандартов контроля качества алкогольной продукции. В письме отмечается, что сегодня продолжает остро стоять проблема недоброкачественной, фальсифицированной и контрафактной отечественной и импортной алкогольной продукции, ее суррогатов, несущих серьезную угрозу здоровью и жизни населения страны. Бизнесменов, в частности, не устраивает, что сертификаты соответствия выдаются производителям продукции не на конкретные партии, а на определенные наименования, причем сроком на три года. «Органы сертификации не проводят отбор проб, а исследуют пробы, представленные заявителями – отечественными производителями или импортерами, что дает им возможность представлять в качестве образцов не ту продукцию, которая потом будет продаваться в розничной сети, и этим многие пользуются в полной мере», – отмечают эксперты. Они также обращают внимание на то, что в России отсутствует общедоступный реестр выданных сертификатов, нет контроля в сфере обращения за фактическим соответствием продукции выданным сертификатам, а сами сертификаты легко подделываются.

Это письмо является не первым предложением Геннадию Онищенко встретиться с участниками алкогольного рынка. Первое было направлено десять дней назад после того, как глава Роспотребнадзора изъявил желание встретиться с вновь созданной Ассоциацией участников рынка алкоголя (АУРА), которая имеет сомнительную репутацию и, по неофициальным данным, является детищем самого же Роспотребнадзора. Экспертов тоже удивило, что в условиях кризиса алкогольной отрасли главный санитарный врач будет встречаться с представителями никому не известной организации.

Ответа от Онищенко игроки алкогольного рынка пока не получили. Если он будет положительным и встреча состоится, то участники рынка намерены предложить новую систему контроля за безопасностью спиртосодержащей продукции, где решающее место отводилось бы добровольной сертификации и проверке каждой партии продукции. Алкогольщики также собираются поговорить с Онищенко о дальнейшей судьбе молдавских и грузинских вин, а также попросить рассекретить механизм проверок и выявления некачественной алкогольной продукции.

Пока Геннадий Онищенко раздумывает о том, допускать ли в свой кабинет производителей, напомним, что за последние недели в нескольких регионах России из-за массовых отравлений паленым алкоголем в больницах оказалось более сотни человек, для нескольких из них распитие сомнительных напитков закончилось летальным исходом.

Между тем в пятницу глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов заявил, что отсутствие спиртного на прилавках магазинов не сильно отразилось на отечественном потребителе. По его же словам, российский алкогольный рынок уже заполнен на 84%. Первой реакцией экспертов рынка на эту цифру стал вопрос: «Чем он заполнен?» По независимым данным, объем импортного алкоголя сейчас составляет 10–15% от докризисного уровня, отечественной продукции – 75%. А как сообщил «НИ» директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов, наполняемость в 84% в нынешних условиях может обеспечить только нелегальный алкоголь. Тем более что для его реализации созданы максимально комфортные условия. Речь идет об акцизной марке, а точнее – о месте ее наклеивания. Как уже не раз писали «НИ», после внедрения Единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкоголя (ЕГАИС) новая акцизная марка клеится не на горлышко бутылки, а сбоку и при открывании остается неповрежденной. «Между тем в законе прописано, что технология изготовления и нанесения акцизной марки должна исключать возможность ее повторного использования, – говорит Александр Романов. – Мы же наблюдаем прямое неисполнение закона. А почему? Потому что разработчик ЕГАИС – подконтрольная ФСБ компания НТЦ «Атлас» – не смог создать такую марку, на которую можно было бы наносить и считывать информацию и при этом, чтобы она могла клеиться на горлышко. Они выполнили задание так, как им удобно. А то, что это не соответствует букве закона и способствует процветанию рынка паленой продукции, их не волнует».

Опубликовано в номере «НИ» от 4 сентября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: