Главная / Газета 16 Августа 2006 г. 00:00 / Экономика

Путевка на Луну

Почему наши власти не спешат превращать космос в бизнес

РОМАН ДОБРОХОТОВ

Институт медико-биологических проблем РАН допустил к тренировкам по программе подготовки к полету в космос гражданина США Чарльза Симони. 58-летний американский миллионер, основатель компании International Software, давно планировал отправиться на МКС, но договориться с российскими властями оказалось не так-то просто. Между тем 200 его соотечественников предпочли воспользоваться услугами американской частной компании, занимающейся космическим туризмом. Это и проще, и в 10 раз дешевле.

Миллионеру Грегори Олсену в космосе понравилось.<br>Фото: АР
Миллионеру Грегори Олсену в космосе понравилось.
Фото: АР
shadow
Чарльз Симони согласился выложить за свой полет 20 млн. долл. – довольно крупная сумма даже для миллионера, а тут еще прошла информация о том, что в связи с инфляцией Роскосмос намерен поднять цену еще на 1,5 млн. «зеленых». Правда, американская компания Space Adventures, выступающая в качестве туроператора наших космических путешествий, опровергла эту информацию, но сколько теперь будет стоить «путевка», ни она, ни Роскосмос «Новым Известиям» сообщить не смогли. Как рассказал «НИ» руководитель пресс-службы Роскосмоса Игорь Панарин, вопрос о цене услуг в индивидуальном порядке решает только один человек – глава компании Анатолий Перминов, который «не скоро еще вернется из отпуска». Вообще-то в бизнесе цену определяет рынок, а не директор, да и «индивидуальное определение цены» звучит, мягко говоря, странно.

Вместе с Роскосмосом и Space Adventures организацией полетов занимается РКК «Энергия», которая предлагает еще более романтичный вид отдыха – путешествие на Луну. Стоить это удовольствие будет, по оценкам главы компании, 100 млн. долларов, причем с условием, что на одном корабле полетят сразу два туриста. Если учесть, что самый дорогой экзотический отдых (например, ночное сафари в Кении) с проживанием и билетами не превысит и 1 млн. «зеленых», космическим туроператорам придется попотеть, чтобы привлечь клиентов. Опыт же в этом деле пока печальный.

Один из российских бизнесменов, глава строительной корпорации Сергей Полонский, уже договорился с компанией Space Adventures о полете, но затем сделка сорвалась. Сам предприниматель, прошедший курс подготовки, рассказывал журналистам «НИ», что он просто «не подошел по физическим данным», а точнее – по росту: ноги в кабине не помещались. У главы российского представительства Space Adventures Сергея Костенко после этого казуса сложилась своя версия: «Мы больше не ведем переговоры с российскими клиентами – с нашими бизнесменами слишком сложно иметь дело: пока они находятся в стадии первоначального накопления капитала, они еще не готовы к такого вида услугам». Однако истинная причина неактивности туроператора скорее всего кроется в другом. «Мы не чувствуем за спиной дыхания конкурентов – наши услуги уникальны, ведь все остальные компании могут предложить лишь суборбитальные полеты, а мы предлагаем клиентам провести целую неделю в космосе», – с гордостью констатирует г-н Костенко.

Полеты на МКС и на Луну действительно уникальны, но почему на этом рынке у нас работает только одна компания? Ни в Роскосмосе, ни в РКК «Энергия» «НИ» это объяснить не смогли. А вернее – не захотели. В Роскосмосе ссылаются на «вертикаль власти», и вершина этой вертикали недоступна для комментариев. В РКК «Энергия» ссылаются на внутреннюю этику. «Отношения между нами и Роскосмосом и так очень сложные. Что касается космического туризма, то действительно существуют серьезные проблемы, но если мы будем поднимать этот вопрос, станет только хуже», – сообщили «НИ».

Тем временем в США космический туризм уже давно поставлен на поток. В 2004 году Джордж Буш подписал закон, регламентирующий частные полеты граждан в космос и разрешающий совершать их на частных космических судах на собственный страх и риск. Американский бизнес отреагировал быстро: уже сейчас компания Virgin Galactic продает билеты в космос по 200 тыс. долларов. Несмотря на то, что у нее нет пока даже своего корабля, уже выстроилась очередь: более 200 туристов приобрели путевку в безвоздушное пространство. Среди них кинорежиссер Брайан Сингер (автор «Возвращения Супермена») и глава Virgin Galactic британский магнат Ричард Бренсон, который собирается отправиться в космос вместе со своими детьми. Надо сказать, что всего пара лет ожидания позволила космическим туристам сэкономить миллионы долларов, ведь их предшественники Дэннис Тито и Марк Шаттлуорт заплатили за свои путешествия на МКС по 20 млн. долларов.

Первые полеты на частном корабле планируются уже в 2008 году, а к 2010 году Virgin Galactic планирует ввести в эксплуатацию не менее пяти частных космических аппаратов. Возведение космодрома стоимостью в 225 млн. долларов должно начаться в будущем году, причем финансированием проекта будут заниматься власти штата Нью-Мексико. Западная традиция предполагает, что развитием инфраструктуры для бизнеса занимается государство, которое затем зарабатывает на налогах. Финансовые перспективы проекты очевидны, ведь 225 млн. – это цена вполне земной пятизвездочной гостиницы. Она окупается, хотя самый дорогой номер в ней стоит никак не более 1 тыс. долларов, а за билеты в космос земляне еще долго будут готовы платить в десятки раз больше. Компания намеревается построить один космодром и в Европе – для этих целей планируется оборудовать шотландскую военную авиабазу Лоссимаут.

Частный космический бизнес не просто разрешается, но и активно поддерживается американскими властями: NASA обещает даже выдавать премии в размере от 10 до 30 млн. долларов за создание частных космических аппаратов, а за выведение аппарата на орбиту – до нескольких сотен миллионов. Так что пока наши деятели космического туризма гордятся потенциальными возможностями, на Луне и первым туристом, похоже, станет американец.


А ВЫ БЫ ПОЛЕТЕЛИ В КОСМОС ТУРИСТОМ?

Борис СТРУГАЦКИЙ, писатель-фантаст:
– Я не хочу летать в космос – скучно. Честно говоря, не понимаю тех людей, которые готовы выкладывать за такие полеты миллионы. Впрочем, я считаю, что космический туризм будет и дальше развиваться – сначала на Луну, затем на очереди Марс. Правда, выйти за пределы Солнечной системы в ближайшие сто лет точно не удастся.

Никита БЕЛЫХ, председатель «Союза правых сил»:
– Лично мне некогда летать в космос – пока я слишком сильно занят на Земле. Но если у России есть достаточный организационно-технический потенциал для развития космического туризма, его развивать надо. Особенно учитывая то, что это отличный способ для внебюджетного финансирования научно-космических исследований.

Ксения СОБЧАК, телеведущая:
– У меня есть куда потратить деньги и без космического туризма. Не думаю, что это увлекательно. На Земле есть гораздо более интересные способы развлечься – скажем, отправиться в кругосветное путешествие.

Опубликовано в номере «НИ» от 16 августа 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: