Главная / Газета 10 Июля 2006 г. 00:00 / Экономика

Дали прикурить

Из-за новых акцизов сигареты могут заметно подорожать

АЛЕКСЕЙ КИЛИЧЕВ

В конце минувшей недели Госдума окончательно приняла закон об индексации ставок акцизов на ряд товаров. В целом они повышаются на 8,5%, однако для разных продуктов свои правила игры. Если для нефтепродуктов ставки останутся на прежнем уровне, а для отдельных сортов вин даже снизятся, то по табаку с 1 января 2007 года акциз поднимется сразу на 30%. В этом случае, как утверждают эксперты, новогодние сигареты прибавят в цене от 10 до 20%. Существенней всего подорожает дешевая продукция табачников.

Депутаты обещают продолжить борьбу за чистоту легких россиян.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Депутаты обещают продолжить борьбу за чистоту легких россиян.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Со следующего года ставка акцизов на сигареты с фильтром составит 100 руб. за 1 тыс. штук плюс еще 5% от максимальной розничной цены (МРЦ). Производители сигарет без фильтра и папирос будут платить по 45 руб. за 1 тыс. и те же 5% от МРЦ.

Такие порядки для наших табачников в новинку. Сегодня они платят по 8% от фабричной отпускной цены. Так шло бы и дальше, если бы прошедшей весной налоговики, поддержанные Счетной палатой, не обвинили производителей в том, что они не доплачивают процентную ставку, намеренно занижая цены. Правительство жалобы фискалов без внимания не оставило, поручив Минфину разработать новую систему уплаты акциза. С заданием чиновники справились довольно быстро, обратившись к успешному опыту стран Восточной Европы, в которых МРЦ, установленная производителем, наносится прямо на упаковку сигарет. Фискальным органам это существенно облегчает жизнь – они рассчитывают налоги, исходя из суммы, указанной на пачке.

Переход на МРЦ примерно в два раза повышает налоговую нагрузку на производителей, что, как отмечают независимые специалисты, неизбежно приведет к повышению розничных цен. Впрочем, сами табачники стараются пока не сгущать краски, убеждая, что потребитель никакого шока от изменения порядков не испытает.

«Самое значительное повышение ставок табачного акциза произошло в январе 2003 года, когда налог на сигареты с фильтром повысили на 60%, однако, как потом отмечал Росстат, потребительские цены выросли всего на 4%», – напомнил «Новым Известиям» Владимир Аксенов, директор по корпоративным отношениям крупной табачной компании. По его словам, в условиях жесткой ценовой конкуренции производители вынуждены «проглотить» часть налогового бремени за свой счет. «Так что мы далеки от апокалиптических прогнозов. Вероятнее всего, дешевые сигареты вырастут в цене на 50–60 копеек, а дорогие (те, что сейчас продаются по 20–30 руб. за пачку) подорожают на 0,5–1 руб.», – заключил он.

Однако народные избранники, позаботившиеся под занавес весенней сессии о чистоте легких соотечественников, полагают, что оптимизм табачных королей беспочвенен, поскольку сама думская инициатива была изначально направлена на радикальное повышение цен на сигареты. «Масштабы российского курения поражают своими размерами, поэтому это и есть наша основная проблема, – заявил «НИ» председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов.

По словам депутата, цены на дешевые сигареты и папиросы, которые сегодня ниже 10 руб., вырастут больше всего. «Сейчас из-за столь низкой стоимости сигарет у нас даже ребенок может позволить себе купить три пачки вместо бутылки лимонада», – пояснил он. В дальнейшем, как уверяет г-н Драганов, борьба за здоровый образ жизни продолжится, и в перспективе даже возможно госрегулирование производства и реализации табака.

Эксперт ИК «Финам» Сергей Харченко приводит еще более точные цифры повышения табачных цен, соглашаясь, что прежде всего не поздоровится любителям дешевого никотина. «Сигареты низкого ценового сегмента вырастут в цене на 15–20%, более же дорогие поднимутся в стоимости минимум на 10%», – подчеркнул «НИ» специалист. По его словам, производители дорогих сигарет могут остаться в относительном выигрыше от налоговых повышений. «Потребители на фоне роста своих доходов, а также сокращения разницы цен между дорогой и дешевой продукцией вряд ли перейдут в низкий сегмент, а предпочтут более дорогие марки», – обосновал свои прогнозы г-н Харченко.

Опубликовано в номере «НИ» от 10 июля 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: