Главная / Газета 10 Июля 2006 г. 00:00 / Экономика

Не попасться на крючок

Главными жертвами Интернет-мошенников становятся владельцы пластиковых карт

РОМАН ДОБРОХОТОВ

Электронная торговля в России развивается колоссальными темпами, а вместе с ней распространяется и Интернет-мошенничество. Масштабы явления таковы, что в конце прошлой недели Центробанк даже призвал кредитные организации провести разъяснительную работу среди клиентов. Речь идет о мерах безопасности при совершении платежных операций во Всемирной сети: мошенники все чаще пользуются наивностью россиян, чтобы снимать деньги с их кредитных карточек.

Банки, впрочем, и без того охотно проводят ликбез для клиентов – ведь мошенничество может подорвать доверие к Интернет-торговле как таковой, а эта отрасль очень прибыльна для всех, кто в ней задействован. По оценке Национальной ассоциации участников электронной торговли, объем этого сектора российского рынка только за последний год вырос на 38% и составляет сейчас 1,3 млрд. долларов. Чтобы не упустить колоссальный приток клиентов, который им не дает ни один другой вид деятельности, банки готовы делать все для повышения безопасности сделок через Интернет. Однако, предупреждают банкиры, чаще всего клиент попадает в неприятную ситуацию из-за собственной неосторожности, нарушая важнейшие правила сохранения конфиденциальной информации.

Чтобы выяснить, откуда владельцу пластика опасность грозит в первую очередь, корреспондент «Новых Известий» обратился в несколько финансово-кредитных учреждений столицы. Ответ был единодушным: в подавляющем числе случаев люди теряют деньги потому, что сообщают другим свою самую главную банковскую тайну – PIN-код карты.

Сегодня появляется все больше Интернет-магазинов и сайтов, предлагающих разного рода услуги, от пользователя же требуется заполнить некую электронную форму со всеми данными, включая PIN-код. Между тем, уверяют банкиры, ни при каких платежах этот код не нужен, вполне достаточно номера банковской карточки. Зная строго конфиденциальный PIN-код, мошенник без труда завладеет деньгами, поскольку подделка самой карточки сегодня не составляет никакого труда. Этот способ обмана называется фишинг (рыбалка), и в России он уже достиг серьезных масштабов.

Буквально месяц назад были осуждены члены преступной группировки, которые долгое время открыто торговали поддельными кредитными картами в Интернете. Мошенники сообщали заказчику поддельной карты (с тем же номером, что и настоящая) реквизиты и состояние счета ее законного владельца, и затем заказчик делал покупки в пределах имеющегося на счете лимита денежных средств. Одна только эта группировка, состоящая из 6 человек, смогла сфальсифицировать более 5 тыс. кредитных карт Visa, Master Card и American Express.

Впрочем, несмотря на растущие у нас масштабы «карточного» криминала, Интернет-мошенничество в России пока еще сильно отстает от западного и по масштабам, и по изобретательности. По подсчетам исследовательской фирмы Gartner, в прошлом году банки понесли ущерб в размере 10,2 млрд. долларов от финансовых махинаций фишеров. Общие потери тоже на порядок больше: только в США за последний год с жалобами на действующих в виртуальном пространстве преступников обратилось более 10 млн. человек.

По данным Центра анализа Интернет-мошенничества (IFCC), чаще всего жертвами компьютерных жуликов становятся участники онлайновых аукционов – 43% от всех случаев. Далее идут приобретатели разного рода товаров и услуг – 20%. И лишь немного отстают от них наивные граждане, откликающиеся на электронные письма разного рода «африканских министров», которые обращаются с выгодными предложениями о помощи в вывозе за пределы страны крупных денежных сумм (15%).

В целом, по данным компании Anti-Phishing Working Group, пользователи Интернета удивительно наивны. Эффективность рассылок фишеров может достигать 5%, то есть каждый двадцатый получатель подложного письма теряет деньги. Именно наивность граждан – главное оружие мошенника. Впрочем, иногда жулики задействуют и высокие технологии. Так, в прошлом году в Англии были зафиксированы случаи установки на банкоматы «жучков», считывающих конфиденциальную информацию с карт клиентов.

Международная практика борьбы с мошенничеством в Интернете основана на взаимодействии банков с органами государственной безопасности. Так, Банк Франции тесно взаимодействует с Генеральным секретариатом по национальной безопасности, а немецкий Бундесбанк – с Федеральным ведомством по информационной безопасности. Однако повсюду основная проблема борьбы с «электронным мошенничеством» заключается в том, что преступления подобного рода, как правило, не имеют «физических признаков» и поэтому труднодоказуемы. По данным МВД России, раскрываемость преступлений с использованием банковских карт не превышает 10–15%.

Сегодня множество россиян собираются в отпуск. Если ехать за рубеж, без карты обойтись трудно. Для посольств многих европейских стран наличие у российского туриста «пластика» – обязательное условие получения визы. Банкиры дружно рекомендуют: PIN-код не называть никому и никогда. Если же карта вдруг потеряется или ее украдут, сообщить об этом в банк нужно немедленно, ни в коем случае не откладывая дело до возвращения на родину. Блокировка карты в подавляющем большинстве солидных банков производится сразу же, достаточно устного заявления. А потом уже нужно будет писать заявление об утере и восстанавливать карточку.

Опубликовано в номере «НИ» от 10 июля 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: