Главная / Газета 6 Июля 2006 г. 00:00 / Экономика

Министр регионального развития РФ Владимир Яковлев

«Жилье не может быть доступным для всех»

СЕРГЕЙ НЕНАШЕВ

Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» сопровождается публичной критикой Министерства регионального развития, которое курирует этот проект. А деятельность министра недавно получила жесткие оценки на заседании президиума думской фракции «Единая Россия». О том, почему жилье остается недоступным для большинства российских граждан, в интервью «Новым Известиям» рассказал глава Минрегионразвития Владимир ЯКОВЛЕВ.

Фото: PHOTOXPRESS
Фото: PHOTOXPRESS
shadow
– Само название проекта не смущает вас? Жилье ведь всюду – не только в России – стоит недешево. Так может ли оно быть доступным?

– Смотря для кого. Для богатых оно уже доступно. А для людей социально не защищенных оно не может стать доступным. Поэтому 1 млн. 200 тыс. семей, согласно проекту, должны быть обеспечены жильем за счет государства.

– Но эти люди ждут квартиры десятилетиями. Многие умирают, не дождавшись. Почему так долго тянется очередь?

– Давайте вспомним. До 1990 года жилье строилось за счет централизованных капитальных вложений. А потом эта нагрузка легла на местные бюджеты, которые способны осилить 7–10% от общего объема жилищного строительства. Поэтому так медленно и возводится социальное жилье. Всюду. За исключением Москвы, где на него в бюджет закладываются большие объемы. Примем во внимание и еще одну новую реалию: страна перешла на рыночные отношения. И в конституции, и в Жилищном кодексе четко прописано, что жилье имеет право построить, приобрести каждый гражданин страны. Только социально не защищенным гражданам государство должно оказывать поддержку. Да и то не в полном объеме. Какую-то долю гражданин может закладывать и сам. Ну, допустим, по социальной норме вам выделяется квартира, которая вас не устраивает. Вы хотите чего-то получше. Пожалуйста! Участвуйте в различных проектах, включая ипотеку.

– А массовое индивидуальное и малоэтажное строительство? В какой мере оно может сократить очередь на социальное жилье?

– В принципе, может. Опыт Америки и Канады это подтверждает. У нас во многих регионах индивидуальное жилищное строительство тоже ведется полным ходом. Чтобы его поощрить, мы пошли и на такую меру: при подготовке инженерных территорий процент кредитной ставки обнуляется. Но и высотное строительство необходимо. Скажем, в Москве, Санкт-Петербурге, крупных областных центрах без него не обойтись. А райцентры, села, поселки – там, конечно, надо строить только индивидуальное жилье.

– Специалисты утверждают, что и оно обходится недешево.

– Нет, индивидуальное жилье, если оно массовое, стоит не так уж дорого. Потому что, во-первых, нет надобности в строительных механизмах. Во-вторых, сроки строительства небольшие. В третьих, если берешь кредиты, то на высотное жилье их надо на 2–4 года брать, а здесь – на несколько месяцев.

В плане обеспечения коммуникациями все одинаково что для крупного, что для высотного, что для индивидуального. А в остальном малоэтажное и массовое индивидуальное строительство имеет сплошные выгоды. Правильно ли мы используем его возможности – это другой разговор. Тут есть простор для развития. В рамках национального проекта мы предложили создать несколько экспериментальных площадок для производства быстровозводимого жилья. Первая такая площадка уже создается под Санкт-Петербургом.

– Если удастся сократить затраты на строительство, жилье автоматически подешевеет?

– Автоматически – нет. Потому что в дело вмешивается коррупция. Получение любой бумаги обязательно связано с чем-то «черным». Удорожание квадратного метра на 30–40% происходит в результате различных обременений. И легальных, и нелегальных. Что мешает? Мешает кадастр: медленно и дорого. Мешает все связанное с межеванием: медленно и дорого. Мешает процедура регистрации: медленно и дорого. Мешают чиновничьи действия на местах. Мешает порядок подготовки площадок под застройку: здесь тоже много мути. Тем не менее стоимость индивидуального жилищного строительства относительно невысока. У меня последняя информация на столе лежит. Тверская область: отдаленные поселки, деревни… Себестоимость строительства – 2 тыс. руб. за 1 квадратный метр. Почему? Да потому что все сделано своими руками.

Вот я недавно побывал в Уфе. Огромнейшие площадки под индивидуальную застройку. Жилье стоит от 11 до 15 тыс. руб. за 1 квадратный метр с инженерными коммуникациями. В Татарстане – 13,5 тыс. руб. Они сумели этого добиться, создав солидный фонд развития. В него поступают деньги не только индивидуальных застройщиков, но и предприятий. А дешево получается потому, что строят своими руками. Я еще раз подтверждаю: массовое индивидуальное строительство обходится дешевле, чем возведение любого многоэтажного дома. Если мы произведем расчеты…

– Они давно произведены. Даже в Москве стоимость панельного дома под ключ составляет 560 долларов.

– Москву и Санкт-Петербург в качестве примера не надо рассматривать.

– Хорошо, обратимся к другим регионам. Посмотрим, например, на обеспеченность российской провинции газом, электроэнергией. Даже в Московской области около 20% домов в коммунальном секторе отапливаются мазутом и печным топливом.

– Удивляться нечему. Мы десятками лет не занимались ни развитием энергосетей, ни инженерными коммуникациями. К сожалению, не занимались и последние 15 лет. Надо в законодательном порядке изменить правила обеспечения населения электроэнергией, газом, чтобы монополисты типа РАО ЕЭС не диктовали свои условия. Я думаю, правительство должно тут действовать совместно с законодателями. Но надеяться, что только газ решит энергетические проблемы, мне кажется, не стоит. Мы не случайно ориентируем местные органы власти на собственные ресурсы. Возьмите Курилы. Там имеется свое топливо – горячие источники. Они до сих пор не используются. И на Курилах стоимость киловатт-часа в несколько раз выше, чем в среднем по Сахалинской области.

– Ваши критики из «Единой России» говорят, что правительство жилищной сферой всерьез не озабочено. Зачастую оно занимается лишь мониторингом.

– Все, что связано с ЖКХ, передано на уровень муниципалитетов. А депутаты почему-то решили, что Министерство регионального развития должно впрямую заниматься этими вопросами. И когда Грызлов (председатель Госдумы. – «НИ») с трибуны заявляет журналистам, что министерство не выполняет свои задачи… Надо поприсутствовать хотя бы на одной из коллегий или на заседании какой-либо рабочей группы, чтобы понять, чем занимается министерство. Оно занимается вопросами национальной политики, муниципальных образований, реализацией федеральных целевых программ. И рядом других вопросов…

– Но установление экономически обоснованных тарифов – это задача правительства, а не муниципалитетов.

– Согласен. Мы сейчас изучаем, как регионы готовят расчеты по ЖКХ. Они ведь пытаются включить туда все издержки, все расходы, связанные с потерями. А мы не позволяем. Считаем, что это резерв, который каждый субъект Федерации обязан использовать. Заниматься же приборами для учета расхода воды, тепла, газа, как нам предлагают, мы не должны. Это компетенция муниципалитетов. Требовать, чтобы такую работу взяло на себя правительство, наивно и глупо.

– Если к 2010 году, как предусмотрено национальным проектом, строители будут сдавать ежегодно до 80 млн. квадратных метров, жилье станет доступнее?

– Объемы строительства будут расти. И в том, что к 2010 году мы выйдем на 80 млн. квадратных метров в год, у меня сомнений нет. Но не должно быть иллюзий, что после реализации этого проекта жилье тотчас станет доступным всем и каждому.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 июля 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: