Главная / Газета 4 Июля 2006 г. 00:00 / Экономика

Это только цветочки

У алкогольного кризиса, поразившего Россию, будет два этапа

МИХАИЛ КРЮЧКОВ

Полное введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) в алкогольной промышленности, которое планировалось на 1 июля, перенесено на 1 февраля 2007 года. Об этом сообщила вчера пресс-служба правительства. Судя по поручениям, которые Белый дом расписал различным министерствам, система к установленному сроку не могла заработать ни при каких обстоятельствах. Так что за нынешний винный дефицит благодарить нужно прежде всего чиновников.

Любителям хороших вин придется потерпеть как минимум до осени.<br>Фото: ИТАР-ТАСС. АЛЕКСАНДР АЛПАТКИН
Любителям хороших вин придется потерпеть как минимум до осени.
Фото: ИТАР-ТАСС. АЛЕКСАНДР АЛПАТКИН
shadow
Накануне «Новые Известия» писали о том, как опустели в эти дни полки винных отделов супермаркетов и специализированных магазинов, которые торгуют алкоголем. За сутки ничего не изменилось. Более того, уцелевшие кое-где бутылки активно скупаются, а оставшиеся без работы консультанты-сомелье откровенно скучают в торговых залах. Впрочем, перемен ждать еще долго – винное изобилие восстановится, по прогнозам участников рынка, не ранее, чем к осени. Между тем потребителям был приготовлен еще один сюрприз – стараниями чиновников из магазинов вот-вот должен был исчезнуть не только импортный, но и отечественный алкоголь.

По новой редакции закона о госрегулировании производства и оборота спирта и алкоголя, с 1 января этого года начался первый этап введения ЕГАИС. На спецмарки, которые наклеиваются на каждую бутылку, стал наноситься штрих-код. С него можно считать информацию о производителе, виде и наименовании алкогольной продукции, содержании этилового спирта, объеме алкогольной продукции в таре. К 1 июля производители спиртного, его импортеры и продавцы должны были приобрести, установить и отладить довольно сложные электронные приборы, с помощью которых информация о концентрации и объеме в напитках безводного спирта автоматически передавалась бы по Интернету на сервер Федеральной налоговой службы.

Еще задолго до часа «икс» было понятно, что поголовного оснащения автоматикой к сроку не произойдет. Чиновники во всем винили алкогольных королей, которые якобы не торопились с покупкой техники, а сами тем временем нагнетали страсти, надеясь обойти закон. Участники рынка, в свою очередь, утверждали, что искренне не понимают, чего от них хочет власть, поскольку порядок действия системы прописан в самых общих чертах. Как бы то ни было, страна к нововведениям оказалась не готова. Это грозило остановкой легальных производств спиртного и дефицитом, на котором, как всегда, погрели бы руки изготовители «левых» водок, коньяков и вин. Первыми пали импортеры, а за ними должны были лечь на бок и те, кто имеет отношение к производству отечественных напитков. И произойти это должно было в самые ближайшие дни.

Правительство, которому, судя по всему, меньше всего хотелось повторения винно-водочного ажиотажа конца 80-х – начала 90-х годов (впрочем, в полной мере избежать его не удалось), дало задний ход, отложив второй этап ЕГАИС на февраль. Одновременно, если внимательно прочитать постановление кабинета министров, можно получить и ответ на любимый российский вопрос, кто виноват.

Итак, выпущенный Белым домом документ утверждает «требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции». Иными словами, приборы нужно было уже давно купить, но какие – непонятно. Минфину по согласованию с Минсельхозом поручено в месячный срок «утвердить порядок оснащения основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции». Это означает, что если даже законопослушный производитель или импортер обзавелся-таки к 1 июля некой техникой, то, как и куда ее ставить, ему еще никто и не думал разъяснять. Минфину в месячный срок предписано «утвердить перечень информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета в технические средства фиксации». В переводе на русский это значит, что те, кто приборы купил и на свой страх и риск отладил и установил, до сих пор просто не мог знать, какую информацию с их помощью передавать налоговикам.

Наконец, Федеральной налоговой службе в 2-месячный срок поручено «утвердить формат информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета в технические средства фиксации». За этим важным поручением ясно видится такая ситуация: все, кому следует, электронику купили, сами разобрались, что и как с ней делать, дошли своим умом до того, что они должны передавать в ФНС, и гонят через глобальную сеть требуемые законом сведения, но могут ли их прочесть «на другом конце» – загадка.

До февраля времени вроде бы немало. Но если проблема будет решаться теми же темпами, что сейчас, отпраздновав Новый год и положенные к нему длинные каникулы, россияне начнут готовиться к новому винно-водочному дефициту.


РЕСТОРАНЫ МОСКВЫ БОЯТСЯ ПОТЕРЯТЬ КЛИЕНТОВ

Рестораны после 1 июля остались без элитной алкогольной продукции, сообщила вчера менеджер Федерации рестораторов и отельеров Мария Орлова. В соответствии с законом весь импортный алкоголь со старыми марками возвращен на склады импортеров. В особенно сложном положении оказались рестораны, в ассортименте которых большую долю занимал элитный алкоголь. «Вместо того чтобы бороться с фальсификатом, по сути, просто вывели из оборота дорогостоящую продукцию «премиум-класса», – отметила г-жа Орлова, которая считает, что ситуация с элитным алкоголем «на прежний уровень никогда уже не вернется». «Винные коллекции многих ресторанов являются их визитной карточкой. Погреба с алкогольной продукцией создавались десятилетиями, многих поставщиков уже просто нет», – пояснила она. По словам эксперта, следствием нововведений станет, в частности, снижение посещаемости ресторанов, сокращение выручки, затраты, связанные с возвратом бутылок с марками старого образца на склад, а «затраты только одной компании-импортера и только в одну сторону могут составить около 14 млн. долларов». Напомнив, что предприятия общественного питания, в соответствии с лицензией, реализуют алкоголь на месте, в розлив, г-жа Орлова отметила, что серьезной проблемой остаются открытые бутылки с дорогостоящей продукцией. «Их перемаркировка – это просто абсурд, мы, конечно, законопослушны, и открытые бутылки со старыми марками будем хранить дома и употреблять в кругу семьи, близких друзей», – заявила она.

По материалам Интерфакса

Опубликовано в номере «НИ» от 4 июля 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: