Главная / Газета 26 Июня 2006 г. 00:00 / Экономика

В долгах как в шелках

Все больше граждан не считают нужным вовремя расплачиваться по банковским кредитам

АЛЕКСЕЙ КИЛИЧЕВ

В конце прошлой недели Национальное бюро кредитных историй сообщило, что около 10% всех собранных в его базе данных заемщиков вовремя не вернули полученные кредиты. Просрочка составила свыше 30 дней, а число нарушителей перевалило за 200 тыс. человек. По мнению специалистов, за то, что россияне не спешат гасить долги, банки нередко должны винить самих себя.

Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), напомним, было создано весной прошлого года. По закону все банки обязаны предоставлять туда сведения о своих заемщиках. На основе полученной информации формируется база данных, которая, по идее, должна «минимизировать кредитные риски банков». В базу, впрочем, стекается не только банковская информация. Пару месяцев назад крупнейшие сотовые операторы тоже обязались передавать в бюро сведения о недобросовестных абонентах. Сами сотовики сотрудничеством довольны – угроза попасть в «черный список» НБКИ хорошо стимулирует владельцев мобильников более аккуратно платить за связь.

Подобное сотрудничество бюро планирует начать и с коммунальными службами, которые, как планируется, станут поставлять информацию о своих неплательщиках. Учитывая, что, по прогнозам НБКИ, к концу года в базе уже будет до 10 млн. записей, специалисты стали предрекать резкое сокращение объемов рынка кредитования, объясняя это обилием компромата, собранного на граждан, не успевших вовремя оплатить те или иные услуги.

Мрачноватые прогнозы пока не сбылись, однако некоторые сбои уже налицо. Так, первый зампредсед комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев сообщение о растущем количестве просроченных кредитов назвал «очень тревожным». «Это сигнал к действию – мы должны поторопиться с принятием закона о потребительском кредите», – рассказал он «НИ».

Причин невозврата, по мнению депутата, несколько. Во-первых, сами банки выдают кредиты неаккуратно, наивно полагая, что смогут в случае чего компенсировать потери высокой процентной ставкой. Во-вторых, финансовая культура населения до сих пор остается на низком уровне. «Многие при получении кредита попросту не читают заключаемый договор, доверяя словам представителя банка, который не всегда искренен. В итоге только дома заемщик узнает об истинной стоимости полученных денег, жалеет о том, что поспешил, и приходит к естественному желанию не платить. Есть и еще один момент – правовой. Страна просто завалена поддельными паспортами, на которые и оформляются кредиты», – пояснил г-н Медведев.

Что же касается бюро кредитных историй, то парламентарий сильно сомневается в их эффективности. «Существующий закон достаточно коряв и прописан только для банков, поэтому у бюро могут возникнуть большие сложности со сбором информации. Любой обиженный может обратиться в суд, а бюро, в свою очередь, не сможет опротестовать решение, имея за спиной столь хлипкий закон», – констатирует Павел Медведев. Кроме того, обратил внимание депутат, многие россияне обращаются в банки впервые, у них еще нет кредитных историй, поэтому объемы невозврата снижаться не будут.

Между тем, сумма выданных потребительских кредитов в России уже превышает 600 млрд. руб., а сам сегмент этого рынка увеличивается уже пятый год подряд. Параллельно растет и невозврат. Так, прирост просроченной задолженности за 1 квартал этого года составил 18% против 11% за аналогичный период 2005 года. Как отмечают специалисты, пока это не стало системной угрозой для рынка, однако темпы прироста неплатежей могут однажды резко изменить ситуацию к худшему.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 июня 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: