Главная / Газета 14 Июня 2006 г. 00:00 / Экономика

Льют, пока горячо

Производство российского вина приняло авральный характер

ОЛЬГА ГОРЕЛИК

За пять месяцев этого года производство алкоголя резко снизилось практически по всем позициям – водка, вино, коньяки. Эксперты объясняют спад зимним простоем заводов, которые не могли получить акцизные марки. Правда, в мае производители спиртного резко активизировались, особенные чудеса роста демонстрирует вино. Правда, из чего оно сделано – большой вопрос.

Изобилие дорогого и качественного вина может скоро закончиться.<br>Фото: ИТАР-ТАСС
Изобилие дорогого и качественного вина может скоро закончиться.
Фото: ИТАР-ТАСС
shadow
По данным экспертного совета по вопросам госрегулирования производства и оборота алкоголя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, с января по май ликероводочные заводы страны уменьшили выпуск продукции почти на четверть по сравнению с тем же периодом прошлого года. В мае, правда, пошел рост, но незначительный – на 1,5%. Винный рынок тоже упал. В меньшей степени это коснулось шампанских и игристых вин, в большей – виноградных (17,1%). Зато последний весенний месяц показал чудеса роста: по виноградным винам – 56,8%, по шампанскому - 47,6%. Коньяка же стали производить чуть ли не вдвое больше, чем год назад.

Что касается вина, то, несмотря на бурный рост отечественного производства, попытки восполнить дефицит запрещенных молдавских и грузинских напитков пока не вполне успешны. Президент Независимого винного клуба Владимир Цапелик советует зайти в ближайший магазин, чтобы убедиться, что полки там полупустые. Пользуясь случаем, краснодарские винзаводы начали, по его словам, работать в три смены, но это может сказаться на качестве. «Вино – все-таки живой продукт, требующий постоянных проверок, анализов, – рассуждает эксперт. – При авральной работе на это просто не остается времени, и снижается качество вина».

Если последовать совету г-на Цапелика и зайти в магазин, можно заметить, что на полках стало намного больше вин из Болгарии и Румынии. Первые в общем-то никогда не исчезали, просто их было явно поменьше, вторые на нашем рынке в последние годы были редкостью. Говорят, что это те же молдавские вина, но с другими этикетками. «Вполне возможно, ведь многие винные предприятия Румынии принадлежат молдавским бизнесменам, существуют румыно-молдавские холдинги, – комментирует ситуацию Владимир Цапелик. – Оформить молдавские вина как румынские для таких компаний очень просто, а вот отследить и доказать, что это было сделано, практически нереально, особенно если речь идет о виноматериалах.

В свое время румынские вина ввозились в Россию под видом молдавских, поскольку товары из стран СНГ не облагались пошлинами, как европейские. Теперь же эта схема вполне может использоваться в обратную сторону». По словам эксперта, выяснить, воспользовались ли молдаване такой возможностью, можно будет в августе, когда появятся данные о поставках из Румынии за 3–4 прошедших месяца. Если подозрения верны, румынские поставки должны вырасти в несколько раз.

Почему весь алкогольный рынок до недавнего времени падал, понятно – зимой заводы стояли, потому что не было новых акцизных марок. Почему вдруг бурно стал расти – ответ, по словам специалистов, тоже простой: производители опять готовятся к вынужденной стачке. «В июле заработает вторая часть Единой государственной информационной системы (ЕГАИС), обязывающая всех производителей иметь электронные счетчики, которые будут контролировать объемы производства и концентрацию спирта, – рассказал «НИ» пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. – Именно поэтому наблюдается резкий рост выпуска продукции в мае – игроки рынка спешат затовариться». По словам эксперта, оборудовать свои заводы счетчиками пока успели лишь несколько крупных производителей водки. Как будут работать остальные – неизвестно. Впрочем, цены на водку вырасти не должны, прогнозирует г-н Добров. Он утверждает, что сейчас на рынке правят бал нелегальные производители, которые устанавливают минимальную планку для цены водки и таким образом сдерживают цены легальных.

Директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов добавляет, что в отличие от производителей и импортеров, для которых хотя бы разработаны нормативные документы и программы ЕГАИС запущены, оптовики вообще не знают, как они будут работать после 1 июля. А это плохо для рынка. К тому же, сообщил «НИ» специалист, непонятно, как реализовывать импортный товар, который был завезен до 1 апреля. «Он оклеен старыми марками, которые через две недели станут недействительными, – утверждает г-н Романов. – Ни одно федеральное ведомство пока не дало никаких рекомендаций относительно того, что делать: как наклеивать на бутылки новые марки и как возвращать этот товар обратно импортерам. Есть лишь регулярные угрозы операторам рынка лишить их лицензии, если товар со старыми марками будет находиться в обороте в июле».

Опубликовано в номере «НИ» от 14 июня 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: