Главная / Газета 14 Июня 2006 г. 00:00 / Экономика

Три кита величия

Правительство уже знает, за счет чего будет развиваться российская экономика

ДМИТРИЙ МИГУНОВ

Вчера в Санкт-Петербурге открылся 10-й Международный экономический форум. Взоры его участников были обращены не столько в настоящее, сколько в будущее России. Так, первый вице-премьер Дмитрий Медведев пообещал, что со временем рубль по мере повышения спроса на него может стать одной из резервных валют в мировой финансовой системе. Чтобы добиться этого, страна должна стать одним из экономических лидеров, и на что она будет опираться, правительство уже знает.

Трибуна питерского форума стала для Владимира Путина привычной.<br>Фото: ИТАР-ТАСС. ДМИТРИЙ АСТАХОВ
Трибуна питерского форума стала для Владимира Путина привычной.
Фото: ИТАР-ТАСС. ДМИТРИЙ АСТАХОВ
shadow
Преимущества рубля как резервной валюты очевидны. Однако для этого нужно, чтобы государство было способно обеспечить надежность своего платежного средства. Пока же Россия не значится в списке ведущих экономик ни по общему объему ВВП, ни по его доле на душу населения. Как считает Дмитрий Медведев, исправить подобное состояние дел можно, сосредоточив усилия в тех секторах экономики, где у нас есть преимущества. При этом, по его словам, нет смысла вести соперничество «в тех секторах, где объективно не сможем конкурировать, – например, в массовом производстве недорогих товаров». В качестве трех основных точек роста вице-премьер отметил интеллектуальный потенциал страны, ее природные богатства, а также выгодные геополитическое и геоэкономическое положения.

По словам г-на Медведева, «мы должны полностью использовать природную креативность людей. Россия может стать одним из мировых интеллектуальных центров». При этом и сырьевых ресурсов у нас больше, чем у кого бы то ни было в мире: 65% всех запасов апатита, 35% – газа, примерно 30% – железа, никеля, олова, 14% – урана, 13% – всех запасов нефти. Наконец, Россия граничит практически со всеми регионами Евразии, что делает ее территорию чрезвычайно выгодной для транзитной торговли.

Идея о выделении именно этих трех локомотивов для прорыва российской экономики не нова. «Наш институт разработал схожую программу еще 10 лет назад, – сообщил «НИ» научный руководитель института проблем глобализации Михаил Делягин. – Более того, подобные концепции разрабатывались и ранее. Хорошо, конечно, что государство наконец пришло к таким же выводам, но делать это нужно было намного раньше».

По словам депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, возможности России в науке, прежде всего фундаментальной, по-прежнему велики, но при этом доля отечественных инноваций в общемировом объеме составила в минувшем году только 0,3%. Чтобы ее повысить, нужно, по словам депутата, предпринять целый комплекс мер, прежде всего в налоговом законодательстве, в области защиты интеллектуальной собственности – «иначе наш потенциал будет работать на другие страны». При этом г-жа Дмитриева отмечает, что власть зачастую действует в обратном направлении. «В частности, недавно был принят однозначно вредный закон, позволяющий беспрепятственно приватизировать бюджетные учреждения, в том числе и научной направленности», – сообщила она «НИ».

Не так просто дело обстоит и с развитием сырьевой отрасли. Несмотря на сверхприбыли от экспорта углеводородов, за последние 15 лет в стране заработало только одно новое газовое месторождение. Кроме того, по словам Михаила Делягина, существует опасность захвата российских ресурсов иностранным капиталом. «Может случиться так, что наши полезные ископаемые останутся нашими только географически – как это уже случилось с сахалинской нефтью».

Что касается выгодности геополитического положения, то, по мнению большинства экспертов, транзитные возможности России огромны. По оценке депутата Госдумы Юрия Сентюрина, международный транспорт может ежегодно приносить стране доходы, измеряемые десятками миллиардов долларов. «Прежде всего необходимо соединить российский Транссиб и южнокорейскую железнодорожную систему, дабы транспортный коридор протянулся от Западной Европы до Восточной Азии. От этой системы можно уже будет создавать ответвления в другие страны, а крупнейшие транспортные узлы будут находиться на территории России», – рассказал он «НИ». Кроме того, по словам народного избранника, большой потенциал существует у кратчайшей дороги между Европой и Азией – Северного морского пути. Однако, как признал недавно министр транспорта Игорь Левитин, последний атомный ледокол в стране выйдет из строя уже к 2019 году.

К тому же мы отнюдь не являемся транспортными монополистами, а конкуренты не дремлют. «Китай уже построил первую очередь железной дороги, идущей в Европу через Казахстан. Те же китайцы, несмотря на теоретическую выгодность пути через РФ, отказываются работать с коррумпированной российской таможней и даже в Москву зачастую доставляют грузы… через Финляндию. Это говорит о многом», – сообщил г-н Делягин.


ГОСТЕЙ ФОРУМА ЧУТЬ НЕ ЗАЛИЛИ КИПЯТКОМ

Участники Санкт-Петербургского международного экономического форума заседают в выставочном комплексе Ленэкспо. Этот аналог московского Экспоцентра расположен в гавани на Васильевском острове. Рядом – один из старейших в городе яхтклубов, крупные автомобильные торговые центры, магазины, офисы, жилые дома. Все это не помешало организаторам с самого утра перекрыть Наличную улицу, на которой размещается вход в Ленэкспо, и все подходы к ней. Даже участникам «русского Давоса», не входящим в число VIP, и приглашенным журналистам пришлось пробираться к гавани дворами. А уж сотрудники местных офисов и жители окрестных домов вообще чувствовали себя словно в тылу врага, доказывая каждому встречному сотруднику службы безопасности свое право быть в данном месте в данное время.
Гостей Васильевский встретил сразу двумя фонтанами. Один – огромный, помпезный. Его несколько недель устанавливали в Неве перед стрелкой. Понтонный комплекс, выбрасывающий струи на высоту больше 60 метров, с подводными лазерными установками, подсветкой и музыкой – один из самых больших в Европе и первый в России. Еще один фонтан, куда меньше и скромнее первого, шума мог наделать больше. В 8.00 прямо перед входом в Ленэкспо прорвало трубу с горячим водоснабжением. В считанные минуты подъезды к гавани залило кипятком. Однако участники форума этого, похоже, даже не заметили. К 10 утра на месте разлива уже не было ни бьющих струй, ни луж, там лежал новый, только что уложенный асфальт. Правда, открытие форума задержалось на 40 минут. Но был ли прорыв трубы тому причиной, никто не знает.
Разлив горячей воды для старых коммуникаций Петербурга – явление рядовое. Аварии, правда, ликвидируют совсем не так оперативно: во всей округе отключают не только горячее водоснабжение, но нередко и отопление, ремонт длится не менее суток, а уж новый асфальт появляется очень не скоро. Из-за халатности чиновников и коммунальщиков были жертвы. 23 ноября прошлого года у выхода из метро на Гражданском проспекте прорвало магистральную трубу горячего водоснабжения, образовался провал. В промоину упали четыре молодые женщины, которые вышли из метро. Одна сумела выбраться самостоятельно, остальные провели в котловане, где температура воды была 120-140 градусов, по меньшей мере, полчаса. Им помогли прохожие. Спустя два дня в реанимации Военно-медицинской академии скончалась 34-летняя Светлана Смирнова. У нее был 95-процентный ожог тела. Там же с 60-процентным ожогом боролась за жизнь 24-летняя Таня Демина, сотрудница Эрмитажа. Она погибла через несколько недель. В НИИ Скорой помощи умерла Наталья Савченко.
По факту случившегося прокуратура Калининского района возбудила дело по статье «причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». На днях следствие завершилось. Выводы правоохранителей поражают: в происшедшем прокуроры не усмотрели состава преступления. Гибель девушек – обыкновенный несчастный случай. Скорее всего, за вчерашний горячий фонтан у Ленэкспо кого-то накажут: подмыв престижа страны – дело серьезное.

Мария СЕЛЕЗНЕВА, Санкт-Петербург

Опубликовано в номере «НИ» от 14 июня 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: