Главная / Газета 17 Мая 2006 г. 00:00 / Экономика

Евроремонт

ЕБРР будет строить в России дороги, аэропорты и нормальную канализацию

АЛЕКСЕЙ КИЛИЧЕВ

Руководство Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) заявило вчера, что в течение ближайших пяти лет удвоит инвестиционный поток в Россию. Деньги предназначены для развития социальной инфраструктуры. Глава банка Жан Лемьер дал понять, что, поскольку наше правительство никак не может решить, куда девать нефтедоллары, об отечественных дорогах придется позаботиться Европе.

Свою денежную помощь европейцы намерены увеличить с нынешних 1,1 до 2 млрд. евро к 2010 году. Как отмечают специалисты, эта сумма не включает в себя кредитную поддержку, которая также возрастет практически на 3,3 млрд. евро. Деньги, по замыслам г-на Лемьера, нужно в срочном порядке направлять на реконструкцию дорог, морских узлов и аэропортов, которые «остро нуждаются в громадных инвестициях». Кроме этого, президент ЕБРР намерен способствовать поднятию на качественно новый уровень городского транспорта, систем отопления и вводно-канализационного хозяйства.

Озвучивая это решение, глава ЕБРР не удержался от критики в адрес российского правительства. По оценке международного чиновника, наши власти вместо развития инфраструктуры просто сливают огромные финансовые потоки в стабфонд, где они, по мнению г-на Лемьера, хранятся без всякой пользы для дела. «Прошелся» он и по недавно созданному Инвестиционному фонду, заявив, что его цели и основные направления использования западным бизнесменам непонятны до сих пор.

Впрочем, подобную финансовую сумятицу чиновник объясняет просто: мол, Кремль еще не решил, какую роль будет играть государство в пропитанной деньгами экономике. «Сейчас проходят активные прения, но ЕБРР не может ждать, когда российское правительство придет к согласию и займется, наконец, частным сектором», – подчеркнул г-н Лемьер, добавив, что именно налаженное партнерство с бизнесом позволит развить многие сферы экономики.

Обнаружившееся вдруг стремление ЕБРР обустраивать Россию за счет развития транспортной инфраструктуры не может не удивлять. Дело в том, что еще в конце прошлого года советник по науке и технологиям представительства Европейской комиссии в России Жан Луи Лаврофф говорил о готовности ЕС лишь «обсуждать» с Минтрансом РФ дорожные проекты. Однако ни о каком финансировании речи не шло, поскольку, как поспешил заверить г-н Лаврофф, бюджеты довольно ограничены. Прошло меньше полугода, и ситуация радикально изменилась – еврочиновники обещают теперь заняться уже не только нашими дорогами.

«Деньги у них были всегда, просто накануне питерского саммита Западу необходимо продемонстрировать свое позитивное отношение к России. Тем более что после недавних нападок «Газпрома» на Европу отношения несколько напряглись. А этого допускать нельзя, ведь газовый вентиль-то в наших руках», – прокомментировал ситуацию «НИ» ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. По мнению специалиста, экономической выгоды европейцы от своей «щедрости» не получат, поскольку инвестиции в указанные объекты долгосрочные и малоокупаемые.

А вот директору Центра исследования отраслевых рынков Владимиру Козлову явно не понравились слова главы ЕБРР по поводу бездействия отечественного правительства. «Из общего объема государственных инвестиций на этот год – 350 млрд. руб. – 140 выделено на модернизацию дорожно-транспортной системы. Это крупнейшая федеральная целевая программа, она сравнима только с уровнем инвестирования Минобороны», – заявил «НИ» эксперт. Вместе с тем г-н Козлов не отрицает, что нормальные дороги в России появятся лишь при тесном сотрудничестве государства и бизнеса.

Однако, судя по недавнему заявлению главы Управления автомобильных дорог Центральной России Валерия Доргана, бизнес пока и не думает вкладывать деньги в дорожное строительство, а «только возводит свои объекты уже около готовых дорог, кормится с них и не платит ни копейки на их содержание». Так что, заключают эксперты, надежды ЕБРР на помощь частного бизнеса в деле развития российской инфраструктуры вполне могут и не сбыться.

Опубликовано в номере «НИ» от 17 мая 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: