Главная / Газета 11 Мая 2006 г. 00:00 / Экономика

Заждались и разуверились

Россияне все меньше хотят в ВТО, но при этом все больше предпочитают импортные товары

ДМИТРИЙ МИГУНОВ

Среди наших соотечественников число сторонников вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) вдвое больше противников. Однако при этом доля россиян, выступающих за присоединение, уменьшается год от года. Таковы результаты последнего опроса, который провел ВЦИОМ.

Этой весной 44% опрошенных отметили, что вступление в ВТО в целом соответствует интересам России, 22% с этим не согласны. Между тем четыре года назад сторонников у этой организации было заметно больше – 56%. Как рассказал «НИ» директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, уменьшение этой категории респондентов связано, в первую очередь, с тем, что население перестает верить в исключительную благотворность взаимодействия с остальным миром. «Люди начинают понимать свою выгоду как производителей и поэтому боятся нового витка либерализации экономики», – пояснил он. По мнению ученого, такая реакция – результат того, что у государства нет внятной стратегии действий.

Интересно и то, что растет доля сомневающихся, по крайней мере тех, кто «затрудняется ответить», становится заметно больше: было 28%, стало 33%. Социологи считают, что все меньше людей находят здравое зерно в бесчисленных дискуссиях на эту тему, а многие попросту сбиты с толку. Этим же можно объяснить и некоторую радикализацию народных настроений. Сегодня 30% россиян отдали свои голоса за то, чтобы вступить в ВТО как можно скорее (год назад – 27%), в то время как за то, чтобы повременить со вступлением – 31% (в 2005 году – 36%). Не меняется лишь доля тех, кто полагает, что вступать вообще не нужно, – 12.

Сторонников присоединения больше всего в Дальневосточном федеральном округе – 54,3%, противников там только 8,7%. В Центральном федеральном округе за – 38%, против – 30%. По всей вероятности, жители приграничных регионов имеют просто-напросто больше возможностей почувствовать на себе благотворное влияние притока иностранных товаров.

Вообще же россияне в массе своей убеждены, что нужно поддерживать отечественного производителя и ограничивать доступ на наш рынок импорта. Отчетливее всего это проявляется, когда речь заходит о защите от конкуренции сельхозпроизводства и пищевой промышленности. Соотношение сил «патриотов» и «космополитов» составляет здесь 83,5 к 8,4%. Для самолетостроения оно чуть ниже – 75,8 к 13,4%, для банковского сектора и страховых услуг – 65,3 к 17,9%. Однако и по этой проблеме настроения смягчаются: за год доля сторонников политики «закрытых дверей» уменьшилась на десятки процентов.

По мнению г-на Гринберга, это объясняется тем, что как потребители люди уже привыкли пользоваться более качественными или дешевыми иностранными товарами, но как производители они боятся потерять работу и лишиться средств на приобретение этих самых товаров.

Опубликовано в номере «НИ» от 11 мая 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: