Главная / Газета 5 Мая 2006 г. 00:00 / Экономика

Привкус скандала

Антимонопольщики установили, что в зимних «соляных» очередях виноваты население и газеты

ОЛЬГА ГОРЕЛИК

Федеральная антимонопольная служба завершила расследование причины зимнего дефицита и подорожания соли. Проверив производителей, оптовиков и власти на местах, ФАС пришла к выводу, что ажиотаж не имел под собой никаких оснований. По версии чиновников, во всем как всегда виноваты журналисты, на этот раз – региональные. Между тем несмотря на то, что соляные волнения давно прошли, цены на докризисный уровень так и не вернулись.

Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ
Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ
shadow
Напомним, что в феврале в регионах из продажи начала пропадать соль. За несколько дней объем продаж во многих российских городах увеличился в десять раз. Стремительно поползли вверх цены. Во Владимире соль стоила 60 руб. за 1 кг, в Нижнем Новгороде – 30, в Екатеринбурге – 15. Очень быстро ажиотаж добрался и до Москвы – за февраль пачка соли подорожала в три раза: с 8–9 до 25 руб. за 1 кг.

Никто толком не мог объяснить тогда, что происходит – растерянные чиновники лишь заверяли, что с запасами соли все нормально, производство нигде не останавливалось, с импортом тоже проблем нет. Уже зимой появились предположения, что главной причиной кризиса стал психологический фактор. После того как в некоторых региональных СМИ была опубликована информация о том, что Украина сократит поставки соли в Россию, у доброй половины населения сработал забытый рефлекс, и оно бросилось мешками скупать соль, отчего и возник дефицит.

В четверг заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов сообщил, что эту версию подтвердило проведенное службой расследование.

«Рынок соли в конкурентном плане умеренно концентрированный, – рассказал чиновник. – Есть несколько российских производителей. Примерно половину необходимого объема соли поставляют нам две зарубежные компании – украинская и белорусская. Мы подумали, что раз производителей не так много, то между ними вполне мог быть сговор о повышении цен». Однако, как выяснилось, отпускные цены в первые месяцы 2006 года практически не отличались от тех, что действовали в конце прошлого года. Версию сговора пришлось отмести.

Затем антимонопольщики заинтересовались зимней ценовой политикой крупных оптовых покупателей. Повышение февральских цен удалось зафиксировать только у одного из них – у тюменской «Соляной компании». Остальные ничего подобного себе не позволяли. «Тогда мы вспомнили о часто используемой в 90-е годы незаконной схеме ограничения вывоза продуктов, – продолжает г-н Цыганов. – То есть, если в каком-то регионе возникал дефицит зерна или мяса, в дело тут же вмешивалась местная администрация, запрещавшая вывоз этих продуктов из региона. Однако и подобных действий никто на этот раз не предпринимал». Ввозные пошлины также не могли играть никакой роли – на Украину и Белоруссию они не распространяются. По поводу сокращения поставок соли из Украины замглавы ФАС сообщил, что в январе 2005 года из этой страны в Россию было ввезено 24,7 тыс. т соли, а в январе 2006-го – 20 тыс. т. «Как видите, произошло сокращение на 4 тыс. т, но это не тот объем, который провоцирует дефицит и десятикратное удорожание продукции», – утверждает чиновник.

Таким образом, удалось установить, что ростом цен население было обязано розничным торговцам. «Но розничный рынок с его огромным количеством игроков ФАС контролировать не может, как и влиять на его поведение, – констатировал Андрей Цыганов. – Поэтому оставалось просто ждать, когда ситуация разрешится сама собой. Это и произошло – ажиотаж прошел так же внезапно и беспричинно, как и возник. Спрос нормализовался, цены на соль стабилизировались». Впрочем, до докризисного уровня – 6–9 руб. – соль так и не подешевела. Сейчас средняя цена за 1 кг составляет 12 руб.

Чиновник упрекнул СМИ, которые посвящали соляной теме слишком много статей и ТВ-сюжетов, заставляя особо впечатлительных представителей старшего поколения опустошать полки магазинов. Чтобы предотвратить подобные всплески покупательской активности, он заверил, что «в современных экономических условиях не может произойти такое, чтобы какой-то продукт полностью исчез с полок».

Опубликовано в номере «НИ» от 5 мая 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: