Главная / Газета 21 Апреля 2006 г. 00:00 / Экономика

Вечные студенты

Россия переживает бум второго высшего образования

АНАСТАСИЯ МАЛАХОВА

Уже совсем скоро вузы «выпустят» новых молодых специалистов. Однако заниматься только работой будут далеко не все. С каждым годом становится все больше выпускников, которые практически сразу начинают переучиваться по другим специальностям. Аналитики говорят, что рынок второго высшего образования растет сегодня невиданными прежде темпами. Вузы «ловят момент», предлагая абитуриентам-«переросткам» всевозможные планы переподготовки, западные магистерские и бизнес-программы MBA и просто классическую «вторую вышку». Зачем это надо и какая от этого польза, выясняли «Новые Известия».

За одной партой сидят и стар и млад.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
За одной партой сидят и стар и млад.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Нынешний бум специалисты объясняют стремительным движением нашей экономики в сторону рынка, в ходе которого акцент профессиональной подготовки сдвигается на более востребованные и высокооплачиваемые специальности. Иными словами, главный мотив второго высшего в том, чтобы потом найти более прибыльную и соответствующую амбициям уже обученного профессионала работу.

Кому это нужно

Буквально на днях в Москве проходила 4-я выставка «Образование для взрослых людей. Postgraduate Education». Участвовавшие в ней эксперты составили список самых востребованных направлений второго высшего образования. Из многих десятков специальностей, по которым вузы готовят сегодня своих выпускников, в этот своеобразный рейтинг вошли всего 11: менеджмент, маркетинг, юриспруденция, лингвистика, государственное и муниципальное управление, бухучет, связи с общественностью, информационные технологии, социология, психология и политология. Все остальное – от лукавого. Нетрудно заметить, что за пределами этого списка оказались инженерные, педагогические и медицинские специальности, что опять-таки отражает ситуацию на рынке труда: люди хотят работать за деньги, а не за почет.

На вопрос, кто идет в вуз за вторым образованием, ответить сложнее всего. Возрастной состав абитуриентов крайне разнообразен: тут можно обнаружить и свежеиспеченного выпускника престижного вуза, и человека за 40, решившего пополнить свои знания. Расхожее мнение о том, что во второй раз учатся только весьма небедные россияне, тоже все чаще опровергается: под будущие доходы «вечные студенты» нередко влезают в долги, всеми правдами и неправдами берут кредиты «на неотложные нужды». Конечно, преобладают в аудиториях все же люди, по крайней мере не нуждающиеся. Или взрослые дети таковых.

Впрочем, не только дети. За «второй вышкой» охотно пошли молодые дамы, которые не знают, куда деть свободное время: жены «новых русских» и просто обеспеченные домохозяйки. Специалисты уверяют, что их доля в студенческом потоке растет год от года.

Мотивчик забыл

Но все же наиболее распространенный мотив получения второй специальности – неудовлетворенность первоначальным выбором. Многие поступают после школы в вуз для «галочки», для родителей, потому что «так надо». Как рассказала «НИ» студентка журфака МГУ Ирина С., свое первое образование она получила именно «для мамы с папой», зато «вторая вышка» была уже осознанным выбором: «Раньше все ломились в экономисты и юристы, и я не стала исключением. На скучных лекциях писала заметки в газету факультета. Потом начала писать в городские газеты про студенческую жизнь, выиграла конкурс и совершенно случайно оказалась в популярной молодежной газете. Первая заметка была про то, что в Московский зоопарк привезли кистеухую африканскую свинью. Текст понравился, предложили остаться. А через пару лет взяло верх врожденное чувство перфекционизма – как это я работаю без теоретической базы? Вот и пошла получать «вторую вышку».

Нередко мотивом становятся амбициозные планы покорения столицы. «Мне нужен был московский диплом, один у меня уже есть, но он из провинции и здесь не котируется, – рассказывает «дважды студент» Владимир Г., учащийся по магистерской программе в Высшей школе экономики. – Если бы я сразу учился в Москве, не важно чему, во второй раз наверняка не пошел бы. Но вообще в активе обязательно должно быть экономическое образование, а потом уже можно получать любое другое. Или сначала любое, а потом экономическое. Пошел бы еще на иняз – без языков сейчас тоже никуда».

Как рассказали «НИ» в учебной части второго высшего образования психфака МГУ, нередко выпускники чисто психологически не могут реализоваться в первой профессии и поэтому хотят получить новую. А некоторые, пытаясь начать жизнь заново, вторую учебу рассматривают как своеобразный запрос на решение своих личных и профессиональных проблем. Немалую часть среди дважды студентов составляют люди, которые в принципе лучше всего реализуются в учебе, они от нее просто «ловят кайф» и не жалеют на это денег. Однако чаще за вторым психологическим образованием идут все же представители смежных профессий – педагоги, медики, специализирующиеся на клинической психологии, журналисты. Встречаются среди них и кандидаты наук.

Учение – вред

Впрочем, в некоторых случаях наличие нескольких вузовских дипломов может сыграть и против их обладателя. Работодатель порой просто не понимает таких побуждений, считает их блажью, полагая, что претендент на вакансию до конца не знает, чего он от жизни хочет. Эксперт рынка труда Татьяна Баскина рассказала «НИ»: «Часто мы слышим от работодателей, что второе высшее образование вызывает у них некоторое недоумение. Как правило, им неясна мотивация. Что это: вечное студенчество, такая сильная тяга к знаниям или просто разгильдяйство? Можно и 3 высших получить, но важно понять, зачем это было человеку нужно. Встречается еще такая экзотика: первое высшее – театральное или ветеринарное, а второе – финансовое. Это работодателя не может не настораживать».

По словам г-жи Баскиной, очень плохо воспринимается в качестве второго высшее юридическое образование. «Считается, что если с «детских» лет человек не был нацелен на юриспруденцию, то должного веса в профессии он уже не приобретет. Зато, когда первое – юридическое, а второе, например, экономическое, – это другое дело». Особо же приветствуются всяческие повышения квалификации и программы переподготовки, в некоторых случаях – MBA, сертификаты и аттестации международного уровня (АССА, СFA у финансистов). «Зачастую такие сертификаты являются обязательными для передвижения на следующую карьерную ступень, здесь очевидна их прикладная польза. Среди популярных образовательных «миксов», например, такой: первое – математическое или техническое, второе экономическое».

Сложнее не поступить

Классическое второе высшее образование в России по закону является платным. Однако лазейки есть и здесь. Например, на двухлетнюю магистерскую программу того же экономического факультета МГУ можно поступить и бесплатно, правда, при условии, что вы наберете проходной балл. Стоимость в зависимости от вуза, выбранной программы и специальности варьируется от 2 тыс. долларов в год до 6–7 тысяч. К деньгам надо добавить лишь первый диплом и голову на плечах. Как правило, на «вторую вышку» «поступать» в привычном значении этого слова не нужно. Достаточно пройти собеседование, где спросят, достаточно ли серьезно ваше решение, и посмотрят на общий уровень знаний абитуриента. Поэтому, чтобы «не поступить», надо очень постараться.

Опубликовано в номере «НИ» от 21 апреля 2006 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: