Главная / Газета 24 Января 2006 г. 00:00 / Экономика

Экономика мороза

Аномальные холода – это самая горячая пора для того, чтобы делать деньги

АНДРЕЙ ГУЛЮТИН, АНАСТАСИЯ МАЛАХОВА

Лютые холода, поразившие европейскую часть страны, свирепствуют уже вторую неделю. Прогнозы не утешительны – температура, если и повысится, то не надолго. Москвичи ждут тепла с надеждой, а столичная торговля и сервис – с тоской. Таких оборотов, как в эти морозные дни, у них не было давно. Так уж повелось в природе: когда одним плохо, другим хорошо.

Хитом продаж стали подзабытые валенки.<br>Фото: АП. OLEG ROMANOV
Хитом продаж стали подзабытые валенки.
Фото: АП. OLEG ROMANOV
shadow
Прибыли и убытки бизнесмены подсчитают в конце месяца, но некоторые предварительные итоги в экономике холода уже можно подвести. Как удалось выяснить «Новым Известиям», продажи некоторых товаров и услуг выросли сейчас в разы. Пока одни превращаются в сосульки, другие греют руки неожиданно свалившимися купюрами.

Как рассказал вчера журналистам руководитель департамента науки и промышленной политики Москвы Евгений Пантелеев, многие столичные предприятия «работают в режиме максимальной экономии электроэнергии». По словам чиновника, наиболее серьезно пострадали мясная и молочная отрасли. Глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин сообщил, в свою очередь, что морозы серьезно ударили по строителям. По распоряжению столичного правительства все стройки города перешли на четырехчасовой график работ. «В Москве около 1 млн. строителей, из них около 700 тыс. были вынуждены приостановить работы, – заявил вчера чиновник. – Оставшиеся 300 тыс. строителей выполняют те работы, которые можно делать и при сильных морозах».

Кто оказался в минусе

При этом, как выяснили «НИ», на рынке недвижимости нынешние холода особо не отразились. «Этот рынок гораздо более инерционен, нежели другие, и плюс-минус неделя в этой сфере – не срок», – пояснил нам руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко. Даже остановка строительства в Москве, по словам эксперта, на ценах, которые и так день ото дня растут, скорее всего, не скажется. К тому же, как отметил аналитик, «бывает, что стройки месяцами стоят и по более прозаическим причинам».

А вот кто будет в числе главных пострадавших, так это погодно уязвимый аграрный сектор. «Безусловно, померзнет огромное количество скота, ведь очень многие сельхозпредприятия оказались финансово не способны противостоять холоду», – комментирует «НИ» ситуацию завкафедрой экономики сельского хозяйства Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева Николай Коваленко. Ученый напомнил также о телеграмме, направленной на минувшей неделе ассоциацией «Теплицы России» в правительство. В ней говорится, что если не будут приняты скорейшие меры, то предприятиям тепличной отрасли придет конец.

«Борьбу с холодом начали с малого бизнеса, – посетовал «НИ» руководитель общественной организации по поддержке малого предпринимательства «ОПОРА России» Сергей Борисов. – Маленького каждый норовит обидеть». По словам бизнесмена, в двух столицах «в первую очередь были отключены от подачи энергии маленькие палатки, «теремки», тоннары». «Мы выясняли ситуацию в других регионах, куда в эти дни пришли морозы, но нигде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, предприниматели нам не пожаловались», – отметил г-н Борисов.

Куй железо, пока холодно

Как выяснили «НИ», в наибольшем выигрыше оказались «середнячки», занятые в сферах торговли и сервиса. Несмотря на то, что покупателей в эти дни интересовал довольно ограниченный перечень товаров и услуг, рост оборота был у многих предприятий просто фантастический. Так, спрос на эвакуаторы возрос как минимум втрое. Надо ли говорить, что цены на их услуги поднялись пропорционально. Если раньше в среднем по Москве тарифы на платную эвакуацию составляли 1,8 тыс. руб., то сейчас расценки вышли на уровень до 6–8 тыс. в зависимости от массы авто. Услуги столичных автосервисов подорожали с начала прошлой недели в 1,5–2 раза.

Точной статистки, впрочем, пока нет – она, по оценке экспертов, появится не раньше начала следующего месяца. Однако уже сейчас можно смело сказать, что за неделю как минимум впятеро вырос спрос на все, что обеспечивает холодный пуск автомобильного двигателя, в первую очередь – свечи зажигания и аккумуляторы. «За минувшую неделю мы продали столько аккумуляторов и предпусковых грелок, сколько в иной месяц не продаем», – рассказал «НИ» менеджер по продажам одного из столичных автосалонов Владимир Чеботарев. А вот продажи самих автомашин, по экспертным оценкам, значительно упали. «Кому сейчас нужна новая машина, если на ней толком никуда и не уедешь?» – удивляется г-н Чеботарев.

Те, кто не привык ездить в метро, уже почувствовали на своих кошельках, как подорожало такси. Как пояснил «НИ» представитель одной из фирм по заказу такси, поток заказов значительно превышает возможности фирм. По его словам, спрос в эти дни вырос более чем в два раза. При этом, как утверждает бизнесмен, тарифы на сами перевозки если и поднялись, то незначительно. Правда, в другой компании нам честно признались, что цены все-таки поднялись процентов на 20. Не отстали от организованных таксистов и «бомбилы». По нашим данным, их расценки в некоторых районах Москвы выросли сразу в 1,5 раза.

Валенки стали хитом продаж

Считают прибыль и продавцы электрообогревающих приборов. «Только за первые три дня холодов мы продали тепловентиляторов и радиаторов столько же, сколько за всю предыдущую зиму», – сообщили «НИ» в одной из сетей, торгующих бытовой техникой. Кстати, изменился в эти морозные деньки и принцип мерчендайзинга, то есть выкладки вещей в торговых залах. Сегодня покупателей у входа встречают не плазменные панели и мобильники, а бытовые обогреватели. Характерно и появление в витринах некоторых магазинов, торгующих обувью, забытых валенок.

Что любопытно, на меховую зимнюю одежду, как ни странно, сейчас ажиотажного спроса не наблюдается. Как пояснили «НИ» в одном из магазинов, он был сразу после Нового года, когда люди услышали прогнозы о наступлении холодов. Тем временем приуныли стойкие к испытаниям природы любители экстремального спорта. Как сказал «НИ» бренд-менеджер одного из производителей спортивной одежды Константин Забара, «в такие морозы кататься просто невозможно». Отсюда, по его словам, и спад продаж практически до нуля.

Служба доставки продуктов задыхается

«Для согреву» активно используются сейчас и более традиционные методы. Как выяснили «НИ», пообщавшись с менеджерами крупнейших столичных сетевых супермаркетов, продажи алкогольной продукции выросли как минимум втрое.

По данным Национальной алкогольной ассоциации, с начала прошлой недели спрос на крепкие спиртные напитки в стране вырос на 30%: за семь дней было продано 45 млн. литров водки и ликероводочной продукции и около 1 млн. литров коньяка. Специалисты констатируют, что люди стали меньше потреблять пива, сухих вин и перешли на «северный» тип потребления».

Ни за спиртным, ни за продуктами питания, впрочем, многие москвичи в морозы предпочли не ходить, заказав доставку всего, что можно съесть и выпить, на дом. «Уважаемые клиенты! Заказы на 23 и 24 января не принимаются. Приносим наши извинения!» – такое объявление вчера висело на одном из сайтов доставки. А одна из крупнейших сетей доставляла продукты, заказанные утром прошлой пятницы, лишь к вечеру воскресенья. Специалисты рассказали «НИ», что число заказов увеличилось в эти дни вдвое, а прибыль фирм выросла процентов на 70–80%. Наибольший ажиотаж наблюдается в спальных районах, где до ближайшего магазина идти далеко.

Люди полюбили рестораны

Зато, по словам представителя Федерации рестораторов и отельеров, на посещение ресторанов установившиеся морозы никак не повлияли. Как говорится, красиво жить не запретишь, и холод в данном случае тоже не помеха. Возможно, это связано с тем, что практически все рестораны оснащены парковками – перебежать из машины не проблема. Во всяком случае, владельцы ресторанов на сокращение клиентов не жалуются.

А вот морозная жизнь цветов – это из разряда очевидного невероятного. Оказывается, цветочные службы на погодные условия не в обиде. «Цветы не мерзнут – мы же доставляем их на машинах, – объяснил нам профессионал. – Правда, сейчас мы не можем привозить их с помощью пеших курьеров – очень холодно. Поэтому у нас возросли затраты на доставку». И что самое удивительное, морозы также оказались на руку производителям мороженого – ведь при низких температурах значительно сокращается потребление энергии на производство холода. Конечно, никто не рискует сейчас есть мороженое прямо на улице, зато растет потребление семейного мороженого – ванночки, ведерки, рулеты, торты сейчас раскупаются на ура. А главное, в отличие от лета, когда мороженое тает на глазах, сейчас его можно гарантированно довезти или донести до дома.


Опубликовано в номере «НИ» от 24 января 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: