Главная / Газета 8 Декабря 2005 г. 00:00 / Экономика

Темное дело

Если фонари на МКАД будут гореть через один, аварийность на этой дороге вырастет в два раза

ОЛЬГА ГОРЕЛИК

Представители Мосэнерго, попытавшиеся внести ясность в обещания главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса в случае больших и долгих холодов отключать этой зимой электроэнергию в Московском регионе, похоже, своей цели не добились. Вчера свой голос к хору протестов против «темных» планов присоединил губернатор Подмосковья Борис Громов. По его мнению, технические проблемы – это забота энергетиков, а не потребителей. «Новые Известия», выяснив детали вызовов, которые брошены этой зимой москвичам, уяснили: если горожанам будет нанесен ущерб, они могут судиться с энергетиками и имеют все шансы победить.

Московская кольцевая: светлый путь в завтра? (Фото ВЛАДИМИР МАШАТИН)
Московская кольцевая: светлый путь в завтра? (Фото ВЛАДИМИР МАШАТИН)
shadow
Московские энергетики называют план временного ограничения электроснабжения единственной на сегодняшний день возможностью избежать крупной аварии. «Это обычная система предотвращения кризисных ситуаций, – рассказал «НИ» руководитель пресс-службы Мосэнерго Василий Захаров. – Подобный механизм точечных отключений энергии существует практически во всех странах мира».

Механизм этот будет действовать так. В холодное время (энергетики рассчитали, что таковое наступает при температуре ниже 25 градусов) из-за массового использования населением обогревателей резко увеличивается потребление электроэнергии, наступают пиковые моменты, когда сети работают на пределе. Чтобы избежать аварий, будет ограничиваться подача энергии на второстепенные промышленные объекты, к примеру, складские помещения на предприятиях.

Образовательных учреждений, больниц, жилых домов, госучреждений, военных и оборонных объектов это, как нас уверяют, не коснется. «Разумеется, речь также не идет о том, что какое-то предприятие будет обесточено в течение месяца, – успокаивает Василий Захаров. – Ограничения в подаче энергии будут занимать пару часов, не больше». Генеральный директор ОАО «Мосэнерго» Анатолий Копсов уже обозначил, что, на его взгляд, можно считать «второстепенным». Это, в частности, Московская кольцевая автодорога (МКАД), которая сейчас освещается полностью и потребляет 150 МВт. Там, как сообщил чиновник, будут «давать свет» через один фонарь, «не сильно меняя освещенность дороги». Правда, по законам физики ситуация должна быть несколько иной. Да и сотрудники стационарного поста ДПС на МКАД сообщили «НИ», что если в метель, дождь, снег только на их участке кольца регистрируется в среднем восемь аварий в день, то, если убавить освещенность, число ДТП легко может удвоиться.

Решать, нужно ли отключать энергию и где именно это надо делать, будут Московская городская сетевая компания и Московская областная сетевая компания. Сетевики успокоили «НИ» тем, что даже если механизм отключения будет разработан, это не значит, что его обязательно будут задействовать, особенно без видимых на то причин. Энергетики полагают, что ограничения коснутся только промышленности, рекламных щитов и МКАД. Они тоже не исключают, что на кольцевой дороге может увеличиться аварийность, но, как нам сказали, «водители – не маленькие дети, они вполне могут на некоторое время сбавить скорость и включить фары». По этой же логике взрослому населению Московского региона можно посоветовать в случае чего включать фонари в квартирах или жечь костры во дворах.

Сетевики не видят причин для конфликта и с рекламодателями, чьи щиты могут быть отключены. По их версии, если, к примеру, реклама сигарет не будет гореть с двух до четырех часов ночи, то вряд ли табачник понесет из-за этого сильные убытки.

Аналитик по электроэнергетике ИК «Проспект» Алексей Соловьев рассказал «НИ», что для модернизации и строительства мощностей у Мосэнерго есть средства, однако для полного удовлетворения растущего спроса на электроэнергию и покрытия дефицита мощности в московской энергосистеме их недостаточно. «Отключение ряда энергопотребителей, конечно же, не выход из сложившейся ситуации, однако в настоящее время оно является оптимальным вариантом, способным нивелировать ту нелегкую ситуацию, сложившуюся в энергетике региона, и в определенной степени снизить риск возникновения аварийной ситуации», – заявил эксперт.

На фоне постоянных жалоб энергетиков на нехватку денег весьма знаменательна была вчерашняя новость о новой покупке РАО «ЕЭС России» 22,43% акций концерна «Силовые машины» на сумму 101 млрд. долларов. Между тем, как сообщил «НИ» аналитик «ФИНАМ» Семен Бриг, планируемые инвестиции Мосэнерго в энергетику столичного региона могут составлять по 300–400 млн. долларов. Это, по его словам, позволит поддерживать имеющиеся мощности в рабочем состоянии и ввести более 2500 МВт новых генерирующих мощностей (25% от текущей установленной мощности Мосэнерго)». Впрочем, Мосэнерго – лишь часть империи РАО «ЕЭС России».

Недовольство планами энергетиков, которое высказывает московское и подмосковное руководство, вполне оправданно, уверен адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Владимир Юрасов. По его словам, даже частичное отключение трасс и ограничение освещения улиц, если все это было оплачено, является незаконным действием. «В этом случае у граждан есть право жаловаться на действия энергетиков в надзирающие инстанции, в прокуратуру, – советует юрист. – Однако для обращения в суд необходимо, чтобы было очевидно причинение человеку или компании какого-либо ущерба». Возможно, охотников простудиться этой зимой найдется немало.



ЭНЕРГОАВАРИИ 2005 ГОДА

1 ноября на юге Москвы без света остались несколько десятков многоэтажных домов в районах Зябликово, Братеево и Орехово-Борисово. Каскадное отключение других подстанций удалось остановить в течение нескольких часов.

29 сентября авария произошла в центре Владивостока. Обесточены были многие административные здания и местный филиал ВГТРК. Причина – возгорание фидера на одной из подстанций. В июле–августе в столице Приморского края произошло три крупные энергоаварии. В одном случае водитель автокрана при попытке проехать с поднятой стрелой порвал провода на линии электропередачи. Без света и телевидения тогда оставался не только сам Владивосток, но и ряд городов-спутников. В другом – произошла авария на подземном кабеле. А в третьем – вышла из строя подстанция.

3 июля без света остался почти весь город Серпухов Московской области.

29 июня света не было в центре Благовещенска. Остановился весь электротранспорт. Авария была ликвидирована в течение нескольких часов. Причиной была названа ошибка одного из сотрудников подстанции. Аналогичная авария повторилась в городе 30 сентября.

31 мая из-за аварии на подстанции на полдня электричества лишились жители подмосковного города Реутова.

28 мая – в Богородицке Тульской области из-за пожара на электроподстанции 48 жилых домов около 13 часов оставались без электроснабжения. А на юге Москвы из-за аварии на трансформаторной подстанции отключали свет в Чертанове.

27 мая крупнейший энергетический кризис разразился в Сочи. Из-за аварии автоматически отключились 117 подстанций, и практически весь город погрузился в темноту. На другой день сразу после ликвидации предыдущей аварии произошла новая: были обесточены 25 трансформаторных подстанций, в результате чего без электричества остались несколько десятков домов, в которых проживали около 5 тыс. человек.

25 мая произошла крупнейшая в истории России энергоавария. Почти на сутки без электричества остались около 1,5–2 млн. человек на юге Москвы, в Московской, Тульской и Калужской областях. По всей столице была парализована работа метро и движение электричек.

15 февраля без электроэнергии остался аэропорт Нижнего Новгорода. Ситуация усугублялась тем, что в этот момент там находились пассажиры сразу нескольких иностранных авиабортов, которые не смогли сесть в московских аэропортах из-за плохой погоды.

Опубликовано в номере «НИ» от 8 декабря 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: