Главная / Москва / 15 Ноября 2005 г.

Порядок по-московски

Столичные власти объявили войну палаткам на автобусных остановках

ОЛЬГА ГОРЕЛИК

Столичное правительство взялось за торговлю на остановках транспорта. Принято решение не выдавать больше разрешений на открытие новых торговых точек. Объяснить, чем не угодили лоточники, опрошенные нами представители городских властей не смогли. Бизнес-сообщество полагает, что акция будет иметь продолжение. Вероятно, вскоре многие павильоны на остановках закроют, а спустя некоторое время их откроет новый хозяин.

За покупками придется идти в магазин.
За покупками придется идти в магазин.
shadow
Сейчас в городе на 9,8 тыс. остановках наземного транспорта установлено около 7,5 тыс. торговых павильонов, принадлежащих различным собственникам. Им-то и объявлен бой. Столичная межведомственная комиссия по обустройству остановок наземного городского пассажирского транспорта временно прекращает выдачу разрешений на установку новых и продление договоров на дальнейшее использование существующих торговых точек. Соответствующее распоряжение подписал мэр Москвы Юрий Лужков. «Такое решение принято для наведения порядка в использовании остановочных пунктов транспорта и торговли в остановочно-торговых модулях», – говорится в официальном заявлении городской администрации, распространенном информационными агентствами.

За разъяснениями «Новые Известия» обратились сначала в пресс-службу городского правительства, а потом по цепочке – в департамент транспорта, департамент потребительского рынка, департамент поддержки малого бизнеса, департамент общественных связей, совет поддержки малого и среднего бизнеса. Однако нигде не смогли сообщить не только, какой именно беспорядок усмотрел градоначальник в деятельности палаточников, но даже не знали, какой из департаментов этим вопросом занимается. Правда, представитель департамента потребительского рынка на условиях строжайшей анонимности высказал предположение, что вряд ли торговые точки исчезнут с остановок совсем, просто власти захотели проверить, насколько упорядочена их деятельность.

Бизнес-сообщество в эту версию не верит. «Скорее всего, причина в том, что нашелся крупный заказчик, который хочет взять под свой контроль всю торговлю на остановках общественного транспорта, – полагает руководитель московского отделения «Деловой России» Владимир Микеда. – Возможно, вслед за приостановкой выдачи разрешений будет проведена кампания по закрытию имеющихся павильонов, а потом они снова будут открыты новым владельцем». По словам г-на Микеды, ассортимент павильонов вряд ли поменяется – там по-прежнему будут продаваться продукты, транспортные карты, печатная продукция, цветы.

Нынешняя кампания напоминает события годичной давности, когда было принято решение освободить прилегающие к метро пространства от торговых точек. Исключение тогда сделали лишь для аптечных ларьков, киосков «Мосгорсправки», а также продавцов газет, театральных билетов, проездных на транспорт. Вывод торговцев из метро и 25-метровой зоны от вестибюлей станций и переходов метрополитена столичные чиновники мотивировали тогда необходимостью повышения безопасности. После терактов в Московском метро стало понятно, что обилие палаток, ларьков и павильонов не дает возможности пожарным машинам, «Скорой» и другим спасательным службам проехать к месту трагедии и оказать своевременную помощь пострадавшим. Поэтому большинству владельцев торговых точек предписывалось либо перенести свои киоски подальше от выхода из метро, либо воспользоваться предложенной префектурой компенсацией в виде новых земельных участков или нежилых помещений.

Однако после того как распоряжение мэра вступило в силу, далеко не у всех станций стало свободно. Где-то не пострадала вообще ни одна палатка, где-то исчезли лишь некоторые, а на их месте тут же появились бывшие конкуренты. Впоследствии выяснилось, что в постановлении мэра чиновникам было дано право самим определять, где территория нуждается в «очистке», а где торговцы не представляют собой опасности. Тогда многие стали замечать, что особому контролю за выполнением распоряжения мэра подверглись территории тех станций, где расположились крупные ритейлеры или торговые центры, в которых помимо бутиков располагались и закусочные, и продуктовые магазины. Малые предприятия торговли всегда составляли им конкуренцию низкими ценами, поэтому правительство Москвы стали обвинять в лоббизме. Власти же на эти обвинения не реагировали. Молчат они и сейчас.

Тем не менее, «НИ» удалось получить еще одну версию происходящего, впрочем, неофициальную. «Проверки работы торговых павильонов, расположенных на остановках, показали, что многие из них работают с нарушениями, к примеру, продают крепкий алкоголь», – рассказал наш источник. К тому же, как он отметил, работа многих павильонов мешает общественному транспорту – проезжающие мимо машины, если водитель решил купить что-то в киоске, паркуются прямо на остановке, не давая возможности подъехать автобусу или троллейбусу. Эксперт сообщил, что судьба ныне существующих павильонов, а также 1 тыс. предприятий, документы которых находятся на оформлении, будет решаться до 1 декабря. Не исключено, что решение будет принято принципиальное, ведь в Европе такого явления, как торговые точки на остановках, нет. По его словам, остается надеяться, что власти учтут интересы владельцев торговых павильонов.


Опубликовано в номере «НИ» от 15 ноября 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: