Главная / Газета 10 Ноября 2005 г. 00:00 / Экономика

Игра в монопольку

Федеральная антимонопольная служба огласила имена нарушителей закона

АНАСТАСИЯ МАЛАХОВА

Антимонопольное законодательство нарушают у нас и российские компании, и иностранные. Да и государство к своим собственным законам относится без пиетета. О том, какие нарушения чаще всего встречаются в практике Федеральной антимонопольной службы, рассказал вчера журналистам руководитель ФАС Игорь Артемьев.

Структура нарушений закона в этом году такова: на первом месте стоит навязывание невыгодных условий договора (34,7%), на втором – необоснованный отказ от заключения договора (13,6%). Зато практически исчезло установление монопольно низких цен, так называемый демпинг, на долю которого приходится лишь 0,1% нарушений. Что касается отношений государства с бизнесом, то здесь лидирует с большим отрывом препятствование деятельности хозяйствующих субъектов (29,6%). На втором месте (17, 1%) – предоставление чиновниками льгот и преимуществ «своим» фирмам и компаниям.

По поводу волнующей всех рекламы водки, замаскированной под другие товары, г-н Артемьев высказался весьма категорично: «Я считаю, что эти компании просто оскорбляют людей подобной рекламой – мы ведь с вами не идиоты». Бороться с этим явлением чиновник призвал проявлением твердой гражданской позиции – «если такая реклама идет, не надо просто покупать их товары». «Обычно мы заказываем специальный социологический опрос, и если он показывает, что граждане видят в ролике именно рекламу водки, то это нарушение», – рассказал г-н Артемьев. В рекламе же пива на стадионах он ничего страшного не видит: «Это важно различать. Рекламу бренда запретить нельзя».

Среди последних ярких примеров нарушения конкуренции руководитель ФАС отметил дела Western Union и Coca-cola. Первая компания по договору запрещала своим банкам-клиентам сотрудничать с ее конкурентами. Правда, дело уже прекращено – фирма признала свои нарушения, в результате тарифы за перевод денег в дальнее и ближнее зарубежье упали на 35%.

Нарушение Coca-cola заключалось в применении так называемых вертикальных соглашений с торговыми сетями. «В договоре в этом случае предусматривался пункт: торгуйте только продукцией Coca-cola, а никаких других напитков быть не должно. Это означало исключение конкуренции, потому что если бизнесмен хотел производить, допустим, морс и приходил в некую торговую точку, то она просто не брала его продукцию. Это классическое нарушение конкуренции», – пояснил глава ФАСа. Сейчас компания пообещала пересмотреть сотни тысяч договоров, всю документацию.

Россияне не отстают от иностранных коллег. Например, недавно судом юридически доказан факт, что ряд наших нефтяных компаний вступали в картельные соглашения и злоупотребляли доминирующим положением, что влекло рост цен на бензин в России. «Мы также выиграли все суды у компании «Мосэнерго», – рассказал г-н Артемьев. – Что они делали? Они говорили, что, если вы просто гражданин, вы платите одну сумму, а если ЖСК, то вы уже юридическое лицо и должны платить двойной тариф. Мы запретили делить москвичей на две категории. Получается, правительство своими реформами делает одно, а монополист – другое».

Самым «дерзким и вероломным» нарушением за последнее время Артемьев назвал дело «Евроцемента». «Я думаю, мы сможем представить доказательства того, что компания злоупотребляла своим доминирующим положением. Мы им предписали 1 ноября вернуть цены на место. Срок прошел, они не вернули. В очень грубой форме нарушили наше предписание», – заметил чиновник.


Опубликовано в номере «НИ» от 10 ноября 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: