Главная / Газета 2 Ноября 2005 г. 00:00 / Экономика

Честность и прибыль несовместимы

Россияне не верят, что можно успешно заниматься бизнесом, никого не обманывая

МИХАИЛ КРЮЧКОВ

Более половины россиян убеждены, что получать прибыль в бизнесе и при этом быть абсолютно добросовестным налогоплательщиком нельзя. Также невозможно не давать взяток чиновникам и платить белую зарплату наемным работникам. Таковы результаты последнего исследования, которое провел холдинг ROMIR Monitoring.

shadow
В ходе опроса, в котором участвовали 1,6 тыс. человек, живущих во всех федеральных округах страны, людям задавали вопрос: считаете ли вы, что в России сегодня можно вести рентабельный (то есть приносящий прибыль) и одновременно честный, прозрачный бизнес? 59% убеждены, что нельзя, 20% думают, что можно, и 21% затруднились ответить. Исследование показало, что наиболее пессимистично к перспективе полностью добросовестного предпринимательства относятся жители крупных городов (64% отрицательных ответов), россияне старше 45 лет (66%), а также специалисты с высшим образованием и те, кто считает свои доходы высокими (по 62%).

Доля тех, кто убежден, что честность прибыльному бизнесу не помеха, наиболее высока в Дальневосточном федеральном округе (28%). На юге России она самая низкая по стране – всего 14%. Вообще же оптимизм в оценке созданных в стране условий для предпринимательства характерен для жителей малых городов (25%) и респондентов с начальным образованием и средним уровнем доходов (23%), то есть для тех, кто о проблеме знает, скорее всего, лишь понаслышке.

Ответы на вопрос, почему бизнесмены не могут вести свои дела, никого не обманывая (их можно было давать несколько), содержат достаточно емкие оценки как социально-политического климата в стране в целом, так и отдельных его составляющих. Так, 45% опрошенных полагают, что в России такие понятия, как «прибыльность» и «прозрачность», заведомо несовместимы. 42% убеждены, что, «не давая взятки, не проживешь», а 27% во всем винят налоги, которые «слишком высоки».

Среди оптимистов преобладают эмоциональные оценки ситуации. 51% думают, что бизнес может быть прозрачным, «если собственник решит быть честным». 30% респондентов рекомендуют предпринимателям «не гнаться за сверхприбылями», а 24% полагают, что добросовестность достижима, «если грамотно пользоваться лазейками в законах».

Профессора Российского государственного социального университета Никиту Кричевского такие общественные настроения не удивили. «Результаты опроса говорят о том, что издержки общения с властью превысили у нас издержки производства», – сказал он «Новым Известиям». По его мнению, уже не только бизнес, но и простые люди недовольны не самими поборами, к которым все давно привыкли, а постоянно меняющимися правилами игры. «Исправить ситуацию можно только в одном случае: если тот, кто построил нынешнюю вертикаль власти, поймет, что система неэффективна, а значит, неустойчива», – полагает ученый. А регулировать и контролировать, убежден он, нужно не бизнес, а властные структуры.


Опубликовано в номере «НИ» от 2 ноября 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: