Главная / Газета 11 Августа 2005 г. 00:00 / Экономика

Кто всем заправляет

Цены на бензин будут безудержно расти до тех пор, пока на рынке не появится настоящая конкуренция

ВАЛЕРИЙ ВИРКУНЕН, МИХАИЛ КРЮЧКОВ

Бензин продолжает дорожать. Каждую неделю – на десятые доли процента. Цифры вроде бы небольшие, даже ниже уровня инфляции, однако все еще впереди. К осени нефтяники сполна отыграются на потребителях. И виноваты в этом будут не только «сезонный фактор» – с приближением зимы спрос на топливо всегда значительно растет – и даже не высокие цены на нефть. Специалисты утверждают: пока в России существует монополизм в производстве и продаже нефтепродуктов, цены на бензин будут только расти.

О том, что заправка стала непомерно дорогим удовольствием, кричит вся Россия.
О том, что заправка стала непомерно дорогим удовольствием, кричит вся Россия.
shadow
Еще одно небольшое усилие со стороны нефтяных монополий – и российские цены вновь сравняются с американскими, где средняя цена бензина на этой неделе достигла в пересчете на наши родные дензнаки 17,90 руб. за литр. США ответили на это новой энергетической программой (см. вчерашний выпуск «Новых Известий»), мы – ничем. Правда, Россия обеспечивает себя собственной нефтью, а Америка более 60% всего потребляемого «черного золота» импортирует по мировым ценам. Но и зарплаты у американцев, мягко говоря, побольше, чем у россиян.

Когда цена барреля зашкаливает за 60 долларов, российским нефтяникам куда выгоднее продавать нефть за границу, чем перерабатывать сырье в нефтепродукты. Сами они утверждают, что нефтеперерабатывающие заводы у нас очень старые, процент извлечения бензина на них гораздо ниже, чем в Европе и США. Поэтому легче нефть продать, чем переработать. Конечно, можно было бы провести реконструкцию и установить на НПЗ современное оборудование. Но средств на инвестиции у нефтяников, по их словам, не остается, поскольку все сверхдоходы отбирает государство.

Тем не менее монопольное положение наших нефтяных гигантов стало уж слишком очевидным. По мнению руководителя Тюменского топливного союза Юрия Мельникова, цены на бензин диктуют крупные НК. Такой же точки зрения придерживается и исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. «Нефтяного внутреннего рынка у нас нет, так же как и бензинового, – утверждает он. – Самостоятельно торгуют топливом около 20% процентов общего количества НПЗ. Остальные принадлежат нефтяным компаниям». Всем хорошо известно, как построены взаимоотношения нефтяного холдинга и НПЗ. Завод получает от компании нефть, перерабатывает ее в нефтепродукты. Затем владелец сырья продает готовую продукцию и расплачивается с переработчиком только за услугу. При этом цены на бензин и дизельное топливо при отсутствии конкуренции устанавливаются монопольно высокие.

Председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин подтвердил «НИ», что механизм ценообразования на бензин крайне непрозрачен и продиктован монопольным положением крупных нефтедобывающих компаний, завладевших абсолютным большинством НПЗ. «Противники нефтяного монополизма доказывают, что приватизация позволила выстроить вертикально интегрированные нефтяные компании, куда вошли практически все нефтеперегонные заводы страны, – говорит г-н Янин. – Отсюда и высокие цены на нефтепродукты. Сегодня многие специалисты убеждены, что создание таких структур было ошибкой».

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев убежден, что цены на бензин в России растут в результате картельного сговора. Весь прошлый год ФАС воевала с нефтяниками, которые злоупотребляют доминирующим положением на рынке. «Обвинение уже доказано в отношении «ЛУКойла» и ЮКОСа», – пояснил г-н Артемьев «НИ». – Нарушители оштрафованы на 1 млн. и 2,5 млн. долларов соответственно. В отношении компании «Сибнефть» судебное разбирательство продолжается».

Однако кардинально изменить ситуацию ФАС не может. Штрафы, которые налагаются на нефтяных монополистов, действуют на них не более чем на слона дробина. Игорь Артемьев считает, что пора менять антимонопольное законодательство. «За нарушение закона монополист может получить до 7 лет лишения свободы, – рассказывает он. – Но статья 178 УК написана так, что не применялась практически ни разу. За последние 15 лет Генеральная прокуратура возбуждала около 300 уголовных дел по факту ограничения конкуренции. Осуждены только пять человек на условные сроки. В то же время ущерб, нанесенный монополистами российской экономике и российским гражданам, измеряется миллиардами долларов».

Безудержный рост дороговизны вызывает многочисленные акции протеста. Власть на массовое недовольство реагирует неадекватно и агрессивно. Так, в столице недавно был запрещен протестный автопробег, организованный общественным движением «Свобода выбора». Заместитель руководителя движения Алексей Голосов рассказал «НИ», что уведомление о готовящейся акции было подано заблаговременно. «Однако в правительстве Москвы нам ответили, что, поскольку никакими законами и нормативными документами такая акция, как автопробег, не регламентируется, ее проведение запрещается», – сообщил г-н Голосов. По его словам, автолюбителей, которые мирно собрались на Садовом кольце и никому не мешали, настойчиво убеждали разъехаться не только автоинспекторы, но и ОМОН. Присутствовали также и «люди в штатском». «Мы не призываем к каким-то революциям, – говорит г-н Голосов, – выступаем только в тех случаях, когда, как говорится, приперло и по-другому не получается».

Уставшие от бензиновой гонки россияне выходят на улицы не только в Москве. В Ярославле, как сообщил наш собкор Виктор РЕМИЗОВ, акции протеста проходили несколько дней назад под лозунгами «Дорогой бензин сожрет Россию изнутри», «Дешевле бензин – меньше инфляция», «Западу – дорогую нефть, России – дешевый бензин». Заместитель председателя областного профобъединения Александр Батов сообщил «НИ», что за июнь–июль цена самого ходового АИ-92 выросла в регионе на 4%, а за три с половиной года – в два раза. Ярославцы ждут, что после небольшого затишья топливо в августе подорожает сразу на 10%. Председатель областного профобъединения Владимир Савельев вспомнил, как ЦК профсоюза автотранспортников проводил митинг протеста у здания правительства РФ: «Никаких мер принято не было. Вице-премьер Александр Жуков сказал, что это депутаты Госдумы РФ лоббируют интересы нефтяных магнатов, поэтому кабинет министров не способен повлиять на ситуацию. Мы должны объединиться и провести новые массовые акции, которые бы урезали аппетиты олигархов».

В Нижегородской области, сообщает собкор «НИ» Сергей АНИСИМОВ, АИ-92 стоит сегодня 14,75 руб. за литр. Местные специалисты прогнозируют, что уже в конце августа цена может подняться до 15,20 руб. В нижегородском управлении Федеральной антимонопольной службы «НИ» рассказали, что в городе возможно повторение протестных акций автотранспортников после очередного подъема экспортных пошлин на нефть, который всегда вызывает автоматическое подорожание топлива на АЗС. Для местных транспортников запредельно дорогой бензин оборачивается невозможностью содержать в порядке автобусы. По их подсчетам, за два последних года цены на топливо выросли примерно в два раза. К тому же, выполняя закон о монетизации, областные власти ввели единый льготный проездной билет на все виды общественного транспорта стоимостью 100 руб., тогда как реальная его себестоимость – около 300 руб. Покрывать разницу транспортникам местные бюджеты отказались. Так, по словам вице-мэра Нижнего Новгорода Сергея Гладышева, в бюджете города на 2005 год не заложено ни копейки на дотации муниципальному общественному транспорту. «Мы выезжаем в рейс и не знаем, развалится автобус по дороге или нет – у большинства единиц подвижного состава пробег превысил 2 млн. км», – сокрушается водитель городского автотранспортного предприятия № 6 Виктор Козлов.

В Тюмени, по сообщениям нашего корреспондента Юлии ДАВЫДОВОЙ, тоже ждут скорого и существенного подорожания топлива. Местные эксперты это связывают прежде всего с сезонным фактором. В августе цены на бензин повышаются традиционно – это самый пик потребления горюче-смазочных материалов: идет сбор урожая, заканчивается сезон отпусков. Но есть и другая серьезная причина. По словам председателя Тюменского топливного союза Юрия Мельникова, нефтяные компании необоснованно завышают цены на сырье в несколько раз. «Если внутренняя цена на нефть в начале июля составляла 5,9 тыс. руб. за тонну, то на август она прогнозируется уже в районе 7 тыс. руб., в то время как себестоимость составляет не более 2 тыс. Ни на одном товаре нет наценки в 350%», – посетовал он.

В Санкт-Петербурге бензин в розничной продаже традиционно дороже, чем в Москве, утверждает наш собкор во второй столице Мария СЕЛЕЗНЕВА. И это несмотря на то, что здесь в порту сосредоточены крупнейшие бункеровочные компании. Многие автолюбители связывают дороговизну топлива с близостью к финской границе. В Финляндии литр бензина, идентичного нашему Аи-92, стоит чуть больше 1 евро. Поэтому многие финны отправляются в Россию на выходные не только ради красот Северной столицы, но и за дешевым, в их понимании, топливом. За последние месяцы цены на светлые нефтепродукты заметно возросли. Особенно подорожало дизельное топливо: цена литра в некоторых районах города превышает 14 руб. Бензин Аи-95 обходится водителям в 17,10 руб. за литр, Аи-92 – в 16,30. Стоимость же 98-го порой доходит до 19 руб.

В Приморье, по сообщению собкора «НИ» Дмитрия КЛИМОВА, дела не лучше. Литр дизтоплива стоит там от 14 до 16 руб., а цена на высокооктановый бензин, на котором ездят большинство японских машин на Дальнем Востоке, тоже доходит до 19 руб. Один из руководителей общественного движения «Свобода выбора» Андрей Кузин попытался вступить в переписку с чиновниками из Минэкономразвития – не помогло. «Говорят о каких-то налогах, затратах, транспортной составляющей и прочий бред. Высокую цену на топливо я могу объяснить только тем, что его на Дальнем Востоке будут покупать по любой цене от безысходности, иначе не доедешь. У нас действительно много машин, а от цены на топливо растут цены на все – от услуг такси до хлеба. Самое страшное, что ни автомобилисты, ни кто-то другой не сможет повлиять на снижение цен. Не сжигать же заправки», – рассказал «НИ» автомобилист.

В Волгоградской области только с начала августа цены на бензин на автозаправках возросли от 4,5 до 6%, пишет наш собкор Станислав АНИЩЕНКО. Между тем, по словам заместителя генерального директора по связям с общественностью ООО «ЛУКойлнижневолжскнефть» Михаила Лаврухина, «сегодня нет никаких предпосылок, для того чтобы цена на бензин понизилась».



СРЕДНИЕ ЦЕНЫ НА АВТОМОБИЛЬНЫЙ БЕНЗИН АИ-95 (ДОЛЛАРОВ ЗА ЛИТР)

Россия 0,58
США 0,63
Украина 0,65
Германия 1,51
Франция 1,57

САМЫЕ ВЫСОКИЕ В РОССИИ СРЕДНИЕ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН (РУБ. ЗА ЛИТР)

п.г.т. Палана (Корякский АО) 26,00
Дудинка (Таймырский АО) 19,50
Петропавловск-Камчатский 18,25
Якутск 18,19
п.г.т. Тура (Эвенкийский АО) 17,35

САМЫЕ НИЗКИЕ В РОССИИ СРЕДНИЕ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН (РУБ. ЗА ЛИТР)

Тула 13,55
Нальчик 13,53
Калуга 13,50
Оренбург 13,35
Махачкала 13,18

По данным Росстата на 1 августа 2005 года

Опубликовано в номере «НИ» от 11 августа 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: