Главная / Газета 10 Августа 2005 г. 00:00 / Экономика

НаБАДались

Аптечные продажи биологически активных добавок резко сократились

ОЛЬГА ГОРЕЛИК

Объем аптечных продаж биологически активных добавок (БАД) снизился на 22%. Для Минздрава это, вероятно, стало неожиданностью. Ведь уже второй год ведомство пытается разорить «серых» распространителей добавок и закрепить право продажи БАДов исключительно за аптеками.

Сетевые распространители БАДов устояли под напором государства.
Сетевые распространители БАДов устояли под напором государства.
shadow
Падение продаж БАДов через аптеки в мае на 22% по сравнению с апрелем зафиксировало исследование аналитической компании DSM Group. Отчасти это объясняется тем, что объем аптечного рынка лекарств в России в целом сокращается – за апрель и май он уменьшился более чем на 16% по сравнению с мартом. Однако парадокс состоит в том, что в это же самое время другие распространители добавок продажи увеличили. Это доказывает, что все усилия государства, которое оно предпринимало в течение двух лет в этом секторе рынка, результата не дали.

В 2003 году Министерство здравоохранения решило покончить с серым рынком БАДов. В то время через аптеки распространялось около 30% всех добавок, рынок которых оценивался в 400 млн. долларов. Утвержденные ведомством ужесточенные требования должны были сильно ударить по сетевому маркетингу. Производителей и продавцов БАДов обязали получать заключение о соответствии продукции государственным санитарно-эпидемиологическим нормативам. Минздрав также потребовал указывать на упаковке, что добавки не являются лекарством. Ожидалось, что все это резко увеличит аптечные продажи, а торговлю «с рук» сведет на нет. Более того, чиновники надеялись, что, поставив рынок под контроль, они привлекут туда крупных авторитетных производителей лекарств, которые раньше не хотели, чтобы их продукция соседствовала с товарами с сомнительной репутацией.

Однако ни одна из целей не была достигнута. «Большая часть БАДов по-прежнему распространяется не через аптеки, а альтернативными методами – путем сетевого маркетинга или через специализированные точки «Лавка жизни», – рассказал «НИ» руководитель центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. – Доля аптек, несмотря на то что рынок вырос до объема 1 млрд. долларов, так и осталась равной 30%».

Минздрав по-прежнему предупреждает: приобретая БАДы вне аптек, граждане могут стать жертвой шарлатанов. Не так давно в Институте питания РАМН были проведены исследования семи образцов добавок на основе экстрактов черники, рекомендуемых для улучшения зрения. Все они оказались забракованными – необходимого вещества в них либо не оказалось вообще, либо оно содержалось в количестве от 0,005 до 5% от нормы. Многие широко рекламируемые препараты, к примеру, «Антиокс», в качестве БАДа вообще не зарегистрированы, предупреждает Минздрав. А совсем недавно Роспотребнадзор обнаружил в добавке «Юй Шу Золотая формула стройности» психотропное вещество – мазиндол.

Устрашение действительно производит эффект, но не тот, которого добивается Минздрав. Наиболее «продвинутые» россияне, до этого приобретавшие добавки в аптеках, вообще отказываются их употреблять. Те же, кто хочет эффекта за малые деньги, по-прежнему идут к «сетевикам», которые благодаря агрессивной рекламе и назойливому способу распространения продолжают наращивать свой бизнес. «Ежегодно рынок БАДов растет на 30%, в то время как рост на лекарственном рынке составляет 19%», – продолжает г-н Мелик-Гусейнов. По его словам, до сих пор ни один принимаемый закон или документ не вызвал каких-то изменений на этом рынке. «Думаю, эта же участь постигнет новый закон о рекламе, который будет рассматриваться осенью», – подытожил эксперт.


Опубликовано в номере «НИ» от 10 августа 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: