Главная / Газета 26 Июля 2005 г. 00:00 / Экономика

Русская отвертка

Иномарки, собранные на отечественных заводах, окончательно похоронят «волги» и «жигули»

АНДРЕЙ ГУЛЮТИН

Минпромэнерго утвердило план мероприятий по реализации поддержанной правительством концепции развития отечественного автопрома на ближайшие три года. Задача ставится не просто амбициозная, а в нынешней ситуации даже фантастическая – вывести сделанные в России машины на мировой рынок. Правда, речь пойдет, скорее, не о «жигулях» и «волгах», а о сделанных на наших просторах «фордах», «шевроле» и прочих русских иностранцах. Сегодня российские машины продаются намного лучше, чем иномарки. Но это продлится недолго.

С дешевыми комплектующими дела у «иностранцев» пойдут еще лучше. (Фото ИТАР-ТАСС)
С дешевыми комплектующими дела у «иностранцев» пойдут еще лучше. (Фото ИТАР-ТАСС)
shadow
Многолетние споры о том, что делать с нашим автопромом, похоже, заканчиваются. Власти решили, с одной стороны, пошире открыть двери для иностранных производителей, с другой – простимулировать своих, пока они еще живы. «План является «дорожной картой», которая включает в себя таможенно-тарифные, налоговые документы, большой пакет по техническому регулированию, поскольку на этом этапе не таможенно-тарифные меры, а меры именно технического регулирования становятся наиболее важными. Мы переходим к более продвинутым формам регулирования, которые давно и очень эффективно используются во всем мире», – заявил журналистам глава Минпромэнерго Виктор Христенко. По мнению чиновников, подобные меры «облегчат выход автомобилей, сделанных в России, на мировые рынки».

Поскольку в своем выступлении министр уделил много внимания таможне, логично предположить, что ставку власть решила делать не на свои «лады» и «волги», а на производимые у нас «форды», «шевроле» и прочие «русские иномарки». Предположение оказалось правильным. Как рассказали «Новым Известиям» в Минпромэнерго, одной из самых главных составляющих нового плана станет снижение ввозных пошлин на иностранные комплектующие.

Для отечественных автопроизводителей послабления тоже есть, но и они не так масштабны. В частности, предполагается упростить процедуру налоговых вычетов для капитальных вложений и экспортных операций, а также включать в затраты научно-исследовательские работы, не давшие положительных результатов. Если так и будет, это явный стимул для российских разработчиков. При этом более подробно рассказать о грядущих нововведениях нам в Минпромэнерго не смогли. «Когда будет утвержден план мероприятий, тогда и можно будет говорить более конкретно», – сообщили «НИ» в пресс-службе министерства.

По мнению многих экспертов, концепция развития автопрома, освобожденная от требований автолоббистов «держать и не пущать», может оздоровить российскую автомобильную промышленность. «За первые шесть месяцев 2005 года в России было произведено автомашин на 6,5% меньше, чем в первом полугодии прошлого года, – рассказал «НИ» аналитик АСМ-Холдинга Сергей Певцов. – Снижение выпуска легковых автомобилей в первом полугодии произошло практически на всех отечественных автозаводах». По словам эксперта, меры, предложенные Минпромэнерго, выпуску родных «волг» и «жигулей» не навредят. «В любом случае, сейчас ситуация – хуже некуда», – подчеркнул г-н Певцов.

Председатель союза автопроизводителей России Вадим Швецов полагает, что более дешевый ввоз иностранных комплектующих повлияет на развитие в стране новых проектов по производству автокомпонентов. «Сегодняшнее качество российской компонентной базы уже не может удовлетворять ни потребностям российских автозаводов, ни запросам иностранных автомобильных компаний», – подчеркнул г-н Швецов.

«Пока еще рано давать какие-либо комментарии, – осторожно заметил зампред Всероссийского общества автолюбителей Сергей Дорофеев. – Чтобы оценить все плюсы и минусы, надо будет подробно изучить готовящиеся законы, потому как в данном вопросе важна каждая мелочь». По словам эксперта, «нередко случается так, что чиновники «пиарят» один законопроект, а на практике, после согласования в министерствах, из него получается совсем другой».

В то же время председатель Движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский выразил опасения, что снижение ввозных пошлин на иностранные комплектующие может оказаться лишь первым шагом к подмене российского автопрома западным. «Нельзя потерять отечественного производителя, – подчеркнул г-н Ольшанский. – Если раньше наблюдалась картина лоббирования отечественных автогигантов, то сейчас прямо противоположная ситуация».

Что же касается упомянутых г-ном Христенко регламентов, то по крайней мере один уже готов. Минпромэнерго разработало и направило в правительство на утверждение проект регламента по экологической безопасности – о требованиях к выбросам вредных веществ и приведении двигателей к нормам «Евро-2». Как сообщили «НИ» в пресс-службе министерства, «эти правила предусматривают приведение всех произведенных и ввозимых на территорию страны автомобилей к общеевропейским требованиям экологической безопасности». При этом, как уверяют в министерстве, эти требования никоим образом не коснутся владельцев старых автомобилей.



Как продаются отечественные авто?

«Ростокино Лада»:

– Отлично. Спрос устойчив, у нас были проблемы с продажами «десятки», но они уже позади. А вообще, учитывая летний период, спрос выше, чем мы предполагали. Это происходит потому, что к москвичам подключаются жители области, которые стали более активными благодаря системе кредитования.

Автомобильная торговая компания:

– Неважно. «Десятки» дорого стоят, продаются только «семерки» и «четырнадцатые». Сейчас народ пересаживается на дешевые иномарки. Может быть, спрос изменится, это зависит от того, как поведет себя завод. ВАЗ поднял цены на свои автомобили, что отрицательно сказывается на продажах.

Автоцентр «Дамиан»:

– Неплохо продаются. Спрос сейчас около 90% от предложения.

Автосалон «АвтоКей»:

– Хорошо. Такие же продажи, как и в прошлом году. Спрос сейчас сохраняется. Это зависит от цены и качества, а они у отечественных производителей хорошие.

Марьям МАГОМЕДОВА

КАК ПОДДЕРЖИВАЛИ РОССИЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ

История поддержки отечественного автопрома началась еще в 90-х годах, когда российский авторынок заполонили подержанные, но гораздо более качественные, чем отечественные автомобили, иномарки. Так, в 1993 году правительство попыталось запретить регистрацию, а с 1 января 1995 года и эксплуатацию в России машин с правым рулем. Многочисленные акции протеста автовладельцев, прокатившиеся по восточным районам страны, заставили вмешаться в ситуацию Бориса Ельцина. Запрет был отменен. Вскоре цены на отечественные автомобили вплотную приблизились к новым иномаркам.

От краха наше автомобилестроение спас дефолт 1998 года. В долларовом эквиваленте цены на отечественные автомобили резко упали. Однако уже через несколько лет автомобильное лобби вновь забило тревогу. В июне 2001 года в Кремле состоялся посвященный проблемам автопрома «круглый стол», на котором Владимир Путин поручил правительству разработать программу поддержки отечественного автомобилестроения, оговорившись, чтобы это не шло в ущерб права потребителя «иметь качественную импортную технику».

Летом 2002 года была принята концепция поддержки нашего автопрома, а в октябре правительство резко повысило таможенные пошлины на подержанные иномарки старше 7 лет. Это дало нашему автопрому небольшую передышку. Меры по реализации концепции трижды выносилась на обсуждение правительства при премьере Михаиле Касьянове, однако среднесрочный план ее выполнения был принят только 19 мая этого года.

Андрей СУСАРОВ

КОМУ НУЖНЫ ИМПОРТНЫЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ

Лидерами продаж иномарок отечественного производства по итогам 2004 года стали (в тыс. автомобилей):

«GM-Автоваз» (Тольятти, Самарская область): Chevrolet Niva – 57,7;

«Форд мотор компани» (Всеволожск, Ленинградская область): Ford Focus – 29,5;

Таганрогский автозавод (Ростовская область): Hyundai – 26,5;

Автотор (Калининград): BMW, KIA – 14,3

Можно ли в России создать конкурентоспособную машину?

Карен ШАХНАЗАРОВ,кинорежиссер:

– Конечно, есть шансы – ничего невозможного нет. Единственное условие – воля и нормальная стратегия. Все должны помнить, что российский автопром в условиях рынка существует всего 10–15 лет и ему есть куда развиваться.

Сергей ГЛАЗЬЕВ, депутат Госдумы:

– Такие шансы могут появиться лишь тогда, когда у руля отечественного автомобилестроения встанут совершенно иные люди – честные, компетентные, целеустремленные.

Ирина ХАКАМАДА, лидер партии «Наш выбор»:

– У нас нет никаких возможностей для создания технологической основы нового автомобиля, конкурентоспособного с ведущими производителями.

Сергей МИТРОХИН, зампред партии «Яблоко»:

– В нынешних условиях совершенно нет никаких возможностей для создания конкурентоспособных автомобилей. Пока государство искусственно поддерживает автопром, ситуация будет ухудшаться. В условиях протекционизма наша автомобильная промышленность «умрет» уже лет через 10.

Валерий ДРАГАНОВ, председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму:

– Самостоятельно – нет. Совместно с западными производителями – вполне вероятно, и это пока единственно возможный путь развития. Деятели автопрома считают иначе, однако они уже лет 20 как обещают построить нечто выдающееся, но все никак

Его все время надо защищать

Опубликовано в номере «НИ» от 26 июля 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: