Главная / Газета 20 Июля 2005 г. 00:00 / Экономика

Прогулка протеста

Питерские судовладельцы требуют снизить плату за пользование причалами

АНДРЕЙ ГУЛЮТИН, ИВАН СВЕТЛОВ, Санкт-Петербург

Необычную акцию протеста провели вчера в акватории Невы питерские владельцы речных трамваев и прогулочных катеров. Завывая сиренами, 40 пассажирских судов несколько часов кружили под окнами Смольного, где находится городское правительство. Таким способом речники выразили недовольство резким повышением арендной платы за пользование городскими причалами.

Владельцы речных трамвайчиков, по мнению питерских властей, должны не только катать, но и охранять набережные. (Фото ИТАР-ТАСС)
Владельцы речных трамвайчиков, по мнению питерских властей, должны не только катать, но и охранять набережные. (Фото ИТАР-ТАСС)
shadow
Корабли самых разных мастей – от простых баркасов до новеньких прогулочных трамвайчиков – собрались у Литейного моста. Затем прошли кильватерной колонной до Смольного, развернулись у Большеохтинского моста, дали мощный залп сигнальными ракетами и еще раз проплыли мимо здания правительства Санкт-Петербурга. В ходе акции на кораблях были включены противотуманные сирены и зажжены дымовые шашки.

У набережных, решив, что начался морской парад, толпились многочисленные зеваки. На дорогах останавливались водители (залп сигнальными ракетами на морском языке означает тревогу). И лишь в Смольном никакой тревоги не испытывали – лишь несколько чиновников наблюдали происходящее из окон с деланым равнодушием.

История началась весной нынешнего года, после передачи полномочий по управлению питерскими причалами Комитету по управлению городским имуществом (КУГИ), который вскоре стал менять правила речной игры. Владельцам речных судов предложили провести рыночную оценку арендуемых спусков к воде – иначе комитет грозил не заключать договоры аренды.

Ранее этим занималось ГУП «Мостотрест», которое вычисляло арендную плату, исходя из размеров проекции причала на набережную. Если судно длиннее самого причала, считали и его проекцию. Если же у берега стояло сразу несколько судов, за каждое добавлялась арендная плата с определенным коэффициентом. «Политика «Мостотреста» хоть и была совершенно странной, но нас в принципе устраивала. Ничего лучше не было, да и относились они к нам более или менее объективно», – рассказал «Новым Известиям» директор некоммерческого партнерства «Водный автобус» Дмитрий Беленовский.

Любопытно, что в КУГИ не учли того факта, что вода – это федеральная территория. Причал стоит на ней и зачастую вообще не касается набережной, либо прикрепляется несколькими канатами, поэтому вопрос о том, за что аренду получает город, а не федеральные ведомства, остался открытым. Речники же вопросов не задавали – под угрозой срыва навигации (а в пик туристического сезона кораблик вместимостью 10 человек может за сутки заработать до 1,5 тыс. долларов) они согласились на условия комитета, оценка была проведена за пару месяцев. Тем временем КУГИ решил наложить на речной бизнес еще несколько обременений. Сейчас из почти 150 городских спусков арендуется всего 60–70, а серьезную прибыль приносят не более 10–15, расположенных в наиболее «бойких» местах. Комитет захотел сдавать в аренду не отдельные спуски, а участки набережных «от моста до моста». По мнению чиновников, речники должны не только поддерживать в чистоте все спуски в городе, но и страховать их от повреждений. Правда, страховка на спуск оформляется на весь год, хотя зимой суда там даже не появляются. К тому же некоторые набережные – это культурные памятники, которые должны охранять отнюдь не судовладельцы. В КУГИ хотят переложить на судовладельцев и борьбу с «пиратами», занимающимися нелегальной перевозкой пассажиров. По разным оценкам, «серый бизнес на воде» составляет до 30% рынка.

В результате месячная аренда причалов выросла незначительно, зато количество арендных месяцев увеличилось вдвое. Как итог – арендные платежи за навигацию выросли в 2,5–3 раза. Понятно, что свои издержки речники переложат на потребителя, для которого катание по Неве и без того не дешевое удовольствие.

«Слава богу, подобных конфликтов в Москве не происходит, – сообщил «НИ» президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев. – Но потенциально они возможны». По его словам, вся речная инфраструктура до сих пор находится в ведении государства, а потому оно вправе решать, как ему обходиться с этим имуществом. Однако в соответствии с законодательством и после приватизации приоритетное право на пользование имуществом получают те органы, что владели им раньше. «То есть получается такая же ситуация, как в Санкт-Петербурге», – подытожил г-н Зайцев.

Пресс-секретарь департамента транспорта и связи Москвы Мария Проценко тоже сказала «НИ», что у речников нет никаких проблем со столичными властями. Специалисты, правда, объясняют это тем, что речной туризм здесь не так развит, судоходных компаний поменьше, а и внимание властей не столь пристально, и аппетиты чиновников не столь непомерны.


Опубликовано в номере «НИ» от 20 июля 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: