Главная / Газета 6 Мая 2005 г. 00:00 / Экономика

Дама сдавала багаж

Если чемодан не прилетел вместе с вами, за него можно получить до 5 тыс. долларов

ОЛЬГА ГОРЕЛИК

Россияне уже открыли летний туристический сезон. И наверняка кто-то уже столкнулся с досадной ситуацией: ваши попутчики по самолету давно разъехались по отелям, а может, уже и в море плещутся, а вы все еще стоите у багажной ленты, ждете свой чемодан. А там все: купальник, одежда, обувь, не дай бог вечернее платье или смокинг, а то и ноутбук. Что же делать в этой ситуации, где и как «качать права»? Для начала нужно успокоиться, а о том, что делать потом, расскажут «Новые Известия».

shadow
Если вашего багажа нет уже подозрительно долго, то необходимо обратиться к представителю перевозившей вас авиакомпании или к сотруднику стойки розыска багажа Lost & Found, которая есть практически в каждом международном аэропорту. Там надо заполнить акт розыска багажа. В нем указываются внешние приметы чемодана: форма, цвет, материал, данные об именной бирке, наличие или отсутствие колесиков и ручек. Пассажир также должен предъявить авиакомпании отрывной талон багажной бирки, наклеенный на обложку билета. Акт необходимо составить в двух экземплярах – один направить руководству авиакомпании, второй оставить у себя, на всякий случай. У сотрудника, который помогал составлять акт, не лишним будет взять телефон – не исключено, что с поиском багажа возникнут проблемы.

Кто ищет

Большинство международных авиакомпаний подключены к системе мирового поиска багажа. Поэтому составленный на компьютере акт сразу вносится в общую сеть поиска World Tracer, где система начинает искать соответствия между заявкой пассажира и информацией о найденном багаже. Пассажиру на руки выдается распечатка с номером заявки на розыск. Как только система показывает, что багаж найден, и указывает место его нахождения, сотрудник Lost & Found выясняет, через какое время багаж может быть доставлен, и информирует об этом пассажира. Как правило, багаж присылается ближайшим рейсом, а в случае, когда это занимает несколько дней, служба авиакомпании обеспечивает доставку на точно указанный адрес, оставленный пассажиром.



Сколько ждать

Максимальное время поиска – 21 день. Как правило, багаж отыскивается гораздо раньше. Если в течение пяти дней с момента составления акта розыска ничего не найдено, пассажиру предлагают составить подробный список того, что было в чемодане. Этот список также вносится в общую систему поиска, и в 99% случаев багаж находится. А если за три недели его так и не нашли, багаж считается утерянным или украденным.



Кто виноват

Наиболее распространенная причина утери багажа банальна – оторвалась бирочка, которая крепится на чемодан или сумку при регистрации на рейс. Если это случилось при транспортировке или перегрузке с рейса на рейс и определить, на какой самолет чемодан должен был быть погружен и кто его владелец невозможно, багаж передается в отдел Lost & Found. Хуже, если сумка потерялась при перелете с несколькими посадками или на разных авиакомпаниях. В этом случае может быть виноват, например, компьютерный сбой в системе регистрации или в системе погрузки. Это усложняет поиски. Бывает, что просто ошибся грузчик. Совсем безнадежный случай – если кому-то приглянулся ваш чемодан.



Кто поможет

Нелегко оказаться в чужой стране, не имея при себе ни смены белья, ни зубной щетки, ни бритвы. Помочь в этой ситуации вам могут сотрудники авиакомпании. По закону они не обязаны оплачивать пассажиру покупку вещей первой необходимости, но редко кто из перевозчиков рискует так портить себе репутацию. Солидные компании нередко сразу предлагают пассажиру деньги на все эти покупки – как правило, не более 250 долларов. Но основная масса перевозчиков рассчитывается после того, как багаж нашелся. Для получения вынужденно потраченных вами денег задним числом понадобится представить авиакомпании чеки на покупки, сделанные в первый день после составления акта о потере багажа. Стоимость приобретенной одежды возмещается только на 50%.



Кто заплатит

Если за 21 день ваш багаж не нашли, авиакомпания обязана оплатить материальный ущерб. Компенсации за утерю и задержку багажа регулируются Варшавской конвенцией и Гаагским протоколом, которые имеют приоритет над местными законами в отношении международных перевозок. Компенсация за полностью утраченный багаж рассчитывается по принципу 20 долларов за 1 кг веса. Общий вес определяется по багажному талону, который обычно крепится на билете. Если чемодан по каким-либо причинам не был взвешен, то его вес оценивается в 35 кг. Компенсации также выплачиваются и за утерянный багаж, провозимый в салоне самолета, но расценки тут другие – 400 долларов вне зависимости от веса. По тем же тарифам оплачивается поврежденный багаж. В правилах перевозчика пассажирам рекомендуется перевозить документы, деньги, лекарства, ключи, хрупкие вещи, антиквариат и драгоценности в ручной клади. Практически все авиакомпании заранее предупреждают, что не несут ответственности за потерю этих вещей.



Кто ответит

Если вы согласны с тем, что 1 кг вашего багажа стоил 20 долларов, то можете спокойно наслаждаться отдыхом. Если же вы везли с собой блузку Hermes и туфли Prada, то вряд ли вас удовлетворит подобная «щедрость» авиакомпании. Решить проблему можно несколькими путями. Для начала нужно предъявить перевозчику претензию, сопроводив ее письмом, в котором вежливо объясняется, что вы очень расстроены тем, что вашу рубашку стоимостью 2 тыс. долларов не просто порвали по дороге, но и оценили в 1% ее стоимости. Очень важны сроки подачи претензии. Если испорченный багаж вам выдали в аэропорту, направить претензию нужно не позднее 7 дней с момента получения вещей. Если искореженный чемодан вам привезли домой или в офис, срок увеличивается до 21 дня с момента доставки. При утрате багажа претензия подается в течение 18 месяцев. Если вам повезет и авиакомпания проникнется к вам состраданием, то можно получить в качестве компенсации до 5 тыс. долларов. Ну а если нет, перевозчик должен отказать вам письменно. С этим отказом, а также экземпляром претензии можно обращаться в суд. Подавать иск можно в течение двух лет с того дня, когда багаж должен был прибыть в аэропорт назначения. Юристы утверждают, что практически всегда судьи становятся на сторону пассажира. В конце концов они ведь тоже иногда бывают пассажирами...



При подготовке материала «НИ» помогали пресс-cлужбы авиакомпаний British Airways, Lufthansa, «Трансаэро», международного аэропорта «Шереметьево» и Конфедерации обществ потребителей (КонфОП).



Кто чаще всего теряет

Ассоциация европейских авиаперевозчиков (AEA) периодически публикует отчеты о надежности и пунктуальности авиакомпаний. По итогам 2004 года европейские перевозчики потеряли в среднем 13,9 единицы багажа из расчета на 1 тыс. пассажиров. Около 85% потерянного багажа было найдено и доставлено пассажирам в пределах 48 часов. Реже всего в прошлом году теряли чемоданы итальянские и турецкие авиакомпании. «Лидерами» признаны такие «гранды», как голландская KLM Royal Dutch Airlines и английская British Airways. Правда, не во всех случаях потерь были виноваты именно эти авиакомпании. Дело в том, что при транзитных рейсах проблему потерянного багажа обязан решать последний перевозчик, независимо от того, кто допустил оплошность. У указанных компаний очень много стыковочных рейсов с другими перевозчиками, так что все грехи партнеров им приходится брать на себя.

Топ-десятка авиарастеряш
Авиакомпания / Потери багажа (ед./тыс.чел.)
KLM / 19, 9
British Airways / 18, 7
Austrian / 17, 0
Lufthansa / 16, 5
BMI(Великобритания) / 16,1
Alitalia / 14, 9
Air France / 14, 1
Luxair / 13, 7
TAP Air Portugal / 13, 7
CSA Czech Airlines / 11, 8

Человеческий фактор

Самые крупные операции по выявлению воров в аэропортах за последние годы были проведены в благополучной Европе.

В апреле 2000 года итальянская полиция задержала 15 грузчиков аэропорта Венеции, которые вскрывали багаж пассажиров и воровали из него ценные вещи, а потом переносили чемоданы на другую ленту транспортера, чтобы они «потерялись».

В 2002 году масштабную кампанию по борьбе с ворами-грузчиками провели в миланском аэропорту Malpensa, где в разгар сезона отпусков пропадал каждый 300-й чемодан.

В том же году была арестована банда воров-грузчиков в лондонском аэропорту Heathrow. Семеро работников багажного отделения использовали специальное оборудование с рентгеновскими лучами, чтобы высветить интересующие их предметы в сумках и чемоданах. В 2004 году на воровстве попались семеро сотрудников службы безопасности опять же лондонского аэропорта Gatwick. Общую сумму причиненного ими ущерба оценили в 50 тыс. фунтов стерлингов.

Самая же многочисленная банда была разоблачена в 2003 году в парижском аэропорту им. Шарля де Голля – там полиция арестовала 27 грузчиков.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 мая 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: