Главная / Газета 20 Апреля 2005 г. 00:00 / Экономика

Автобусы требуют денег

В России может начаться реорганизация общественного транспорта

ВАЛЕРИЙ ВИРКУНЕН

Вчера министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что необходимо реорганизовать всю систему пассажирского транспорта. Очередная реформа обусловлена острой нехваткой средств на обновление городских автобусов, которые в целом по России изношены более чем на 70%.

shadow
Министр отметил, что в I квартале из федерального бюджета на компенсацию льгот было направлено 2,1 млрд. руб. Во II квартале выделяется такая же сумма. Однако в целом по России из выделенных бюджетных средств, которые предназначены на приобретение льготных проездных билетов и в конечном счете на финансирование транспортных предприятий, израсходовано только 59,8%. В то же время, по словам главы Минтранса, регионы не использовали 40,2% выделенных правительством средств, и такая ситуация осложняет финансовое положение транспортных предприятий.

Министр призвал уточнить общую тарифную политику, пересмотреть стоимость единого социального проездного билета и размеры бюджетных субсидий, которые требуются не только на покрытие убытков, но и на обновление парка транспортных средств. В качестве механизма финансирования транспорта г-н Левитин предложил кредитную схему. Руководитель предприятия берет кредит и покупает на него машины. После этого предприятие предоставляет документы в Минтранс, и по результатам проверки ему возмещается из федерального бюджета две трети стоимости кредита.

Кредит – дело хорошее. Но в контексте выступления министра пока не вполне ясное. В Первом московском автобусном парке «Новым Известиям» разъяснили, что, поскольку автопарк не является самостоятельным юридическим лицом, никаких кредитов на покупку автобусов он брать просто не имеет права. В столице это структурные подразделения Мосгортранса, а потому правительство Москвы финансирует все их расходы, в том числе и приобретение транспортных средств.

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Анатолий Салтыков отметил в беседе с «НИ», что если речь идет о городском пассажирском транспорте, который может быть и коммерческим, то кредитная схема несколько проясняется. Но если имеется в виду общественный муниципальный транспорт, то кредит здесь ни при чем. «Кредит для частных предприятий нужно приветствовать,– говорит сенатор. – Но следовало бы спросить у местных органов, готовы ли они брать кредиты». По мнению г-на Салтыкова, сегодня только очень богатые города могут себе позволить обновлять общественный транспорт.

Сенатор напомнил, что у местных властей уже был опыт кредитования транспорта. Более двух десятков крупных российских городов в свое время получили кредиты МБРР. Парк обновили, муниципалы планировали вернуть долги. Но за то время, которое прошло с момента предоставления кредита, с местных властей сняли налог на прибыль, НДС, налоги на имущество юридических лиц, на содержание жилья и социальной сферы. «Их перевели на федеральный уровень или понизили ставки, – говорит Анатолий Салтыков. – Бюджеты городов опустели. Но Минфин их долги не списал. Будут ли они брать новые кредиты, для меня сомнительно».


Опубликовано в номере «НИ» от 20 апреля 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: