Главная / Газета 17 Марта 2005 г. 00:00 / Экономика

Приехали, конец

Власть все-таки признала, что отечественный автопром никуда не годится

АНАСТАСИЯ САМОТОРОВА

Вчера стало ясно, что правительство вопреки давлению лоббистов не намерено пока увеличивать пошлины на ввоз новых легковых автомобилей с 25 до 35%. Чиновники, наконец, признали, что наш автопром не в состоянии удовлетворить потребности рынка ни качеством, ни объемом, ни ценой. Правда, лазейка для запретительных пошлин все еще остается.

Чинить не перечинить.
Чинить не перечинить.
shadow
На состоявшейся в среду конференции «Автомобильная промышленность России» заместитель директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Андрей Кушниренко сильно поколебал надежду генералов отечественного автопрома добиться повышения пошлин на ввоз новых легковых машин. «В настоящее время выгода от предложения увеличить пошлины на ввоз новых автомобилей с 25 до 35% сомнительна», – признался чиновник. По его словам, спрос существенно превышает возможности российского производства. «В нынешних условиях повышение пошлин нанесло бы удар по потребителю, особенно с учетом того, что реализация инвестиционных проектов по созданию автомобильных производств требует нескольких лет», – заявил представитель МЭРТ.

Введение заградительных пошлин всегда оборачивалось у нас лишь ростом цен как на иномарки, так и на отечественные легковушки. К тому же единственный способ, с помощью которого западные инвесторы пока готовы приходить на отечественный рынок, – это создание совместных производств (СП). Именно они и демонстрируют хорошую динамику: если в 2003 году на СП было собрано 57 тыс. автомобилей, то в 2004 году – 120 тыс. А в планах на 2005 год значатся уже 180–200 тыс. штук.

Судя по всему, на этом и решили сыграть российские производители в переговорах с правительством. Как заявил вчера президент Объединения автопроизводителей России (ОАР) Евгений Левичев, «пошлины на ввоз новых автомобилей в Россию должны быть выше 35%», так как «при нынешних 25% ввозить автомобили более рентабельно, чем собирать их здесь». При этом он отметил, что развитые страны в период становления их автопрома вообще запрещали ввоз подержанных автомобилей, а также повышали таможенные пошлины на ввоз новых машин.

Не бросить родной автопром в беде пообещал заместитель главы департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин. В частности, по словам чиновника, в его ведомстве обсуждается возможность введения запретительных пошлин на легковые иномарки старше пяти лет. Сейчас этот возрастной порог – семь лет. Кроме того, министерство готово с трех лет до одного года снизить возраст автомобиля, который считается новым.

Впрочем, и от идеи повышения пошлин власти отказались пока не окончательно. По словам Андрея Кушниренко, «вопрос о корректировке ставок пошлин на новые автомобили может встать на повестку дня» в случае роста поставок дешевых машин из азиатских стран. Как бы то ни было, все эти предложения в скором времени должны быть оформлены и представлены в правительство, которое уже в мае собирается рассмотреть планы развития автомобильной промышленности России до 2010 года.

Между тем, по мнению экспертов, опрошенных «НИ», дальнейший рост импорта иномарок продолжится. Так, по словам аналитика ИК «Тройка Диалог» Гайрата Салимова, к 2010 году насыщенность рынка будет не менее 230 авто на 1 тыс. человек. То есть продажи должны увеличиться и составить ежегодно вместо 1,5 млн. более 3 млн. машин. «Мы посмотрели на различные автомобильные проекты, на мощности. В итоге получается, что импорт будет расти и закрывать растущий спрос», – пояснил эксперт. К тому же насыщенность рынка у нас еще очень низкая: примерно 150 машин на тысячу человек.

Помимо повышения пошлин, есть и другие более радикальные идеи. Недавно компания «АСМ-Холдинг», прославившаяся тем, что три года назад пролоббировала введение запретительных пошлин на иномарки, заявила о необходимости квотирования ввоза. По ее расчетам, к 2010 году объем производства традиционного российского автопрома упадет до 700 тыс. машин в год, тогда как число иномарок вырастет до 1, 3 млн. Половина из них придется на долю СП. Чтобы защитить родные «волги» и «лады», предлагается квотировать ввоз иномарок в Россию: не более 400 тыс. штук в год. По мнению лоббистов, это именно тот максимум, «при котором отрасль может развиваться». Как скажется квотирование на ценах для потребителей, эксперты предусмотрительно не сообщают.

Похоже, у отечественных автолюбителей осталась одна надежда – скорейшее вступление России в ВТО. По заверению чиновников МЭРТ, в этом случае пошлины в течение семи лет снизятся с 25 до 15%.



Справка «НИ»

По данным международной аудиторской компании Ernst & Young, в 2003 году Россия заняла 13-е место в мире по выпуску легковых автомобилей – 1,09 млн. В общем объеме продаж на долю иномарок российской сборки пришлось 3,4% (в 2002 году – 0,7%); продажи новых иномарок составили 12,3% (6,9%); подержанных – 24,4%; а на долю российских автопроизводителей пришлось 59,9% (63,1%).

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ НА НОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ЗА РУБЕЖОМ

Индия – 60 %
Бразилия – 70 %
Китай – 170 %

В США в 1981 году была введена квота на импорт японских автомобилей – 2,3 млн. в год. Сейчас она отменена.

В Европе до 2000 года существовала квота на ввоз японских авто, она не должна была превышать 10% рынка продаж.

В Японии ограничение на импорт машин из США формально продолжает действовать, однако американские производители не могут выбрать даже установленные для них квоты из-за невыгодного курсового соотношения доллара и иены.

Опубликовано в номере «НИ» от 17 марта 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: