Главная / Газета 14 Марта 2005 г. 00:00 / Экономика

Маневры дальнего следования

Государство решило заняться пассажирскими перевозками

АНДРЕЙ ГУЛЮТИН

С 2007 года перевозками пассажиров на поездах дальнего следования будет заниматься ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК), полностью принадлежащее государству. Такое решение вынесла в минувшую субботу межведомственная комиссия по реформированию железнодорожного транспорта. Для россиян оно отзовется кратным подорожанием билетов.

За дальние поездки придется больше платить.
За дальние поездки придется больше платить.
shadow
По логике председателя комиссии, министра транспорта Игоря Левитина, поскольку железная дорога в России «основной вид транспорта для подавляющей части населения», заниматься пассажирскими перевозками обязано государство. Однако, если, как постановила комиссия, они будут полностью национализированы, то и инвестировать в них придется никому иному, как государству. А дело это вовсе не прибыльное.

По данным ОАО «Российские железные дороги», пассажирские перевозки дальнего следования ежегодно приносят убыток более чем в 30 млрд. руб. При этом в среднесрочной перспективе, даже если перевозимых пассажиров станет больше, а издержек меньше, убытки сохранятся. Получается, что федеральный бюджет взваливает на себя тяжелое бремя по финансированию деятельности ФПК.

Причины, по которым контроль над поездами дальнего следования передают в руки государства, на первый взгляд лежат на поверхности. Оно – основной акционер ОАО «РЖД», который и должен контролировать новую пассажирскую компанию. Железнодорожный менеджмент, напротив, считает, что ФПК должна оставаться под его контролем вместе с финансовыми потоками. Этого-то как раз и не желает допустить государство, которое хочет заменить перекрестное субсидирование прямым.

Формально потеря контроля над пассажирскими перевозками должна железнодорожников даже радовать. Первый вице-президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил недавно журналистам: «В мире нет примеров существования прибыльных пассажирских железнодорожных перевозчиков. Везде они дотируются. Таким образом, взяв в свои руки пассажирский комплекс, государство должно будет компенсировать из бюджета те 30 млрд. руб. убытка, которые сегодня наша компания покрывает за счет грузоперевозок». Собственно, именно здесь и лежит ключ к ответу на вопрос, почему менеджмент РЖД не в восторге от открывающейся перспективы. Действительно, сейчас убытки от перевозок пассажиров покрываются повышенными тарифами для грузоотправителей. А раз не будет у РЖД убытков от пассажирских перевозок, значит, и повышенные тарифы оправдать будет нечем.

В концепции создания пассажирской компании изложено два сценария ее развития до 2010 года: консервативный и ускоренный. Оба учитывают рост объемов перевозок на 2% в год. По ускоренному сценарию с 2005 года тарифы вырастут в 3 раза, а убытки все равно составят 43 млрд. руб. По консервативному тарифы вырастут в 2,6 раза, а убытки будут на уровне 97 млрд. руб. По какому сценарию пойдут дела, станет известно не раньше июня. Однако уже сейчас в Минфине говорят, что такого объема прямых субсидий из бюджетов найти будет просто невозможно. Поэтому пока никто не знает, как добиться того, чтобы и «волки» были сыты, и «овцы» целы.




Железный ультиматум

Опубликовано в номере «НИ» от 14 марта 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: