Главная / Газета 14 Января 2005 г. 00:00 / Экономика

День за два

Россиянам дорого обошлись дополнительные выходные

НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ, МИХАИЛ КРЮЧКОВ

Празднованием Старого Нового года завершается сегодня череда зимних праздников в России. Экономисты начинают подводить неутешительные итоги гуляний, которые ударили по бюджету государства и карманам россиян.

shadow
По подсчетам государственных чиновников, каждый выходной обходится федеральному бюджету в 8 млрд. руб. выпадающих доходов. На такую сумму каждый будний день пополняется казна за счет подоходного налога с заработной платы и единого социального налога. Кроме того, прямые расходы властей на введение новых праздников (3, 4, 5 января и 4 ноября) и отмену старых (2 мая, 7 ноября и 12 декабря) оцениваются в 15 млн. руб. Поскольку из календаря вычеркнуто три и введено четыре нерабочих дня, то в итоге государство потеряет 8 млрд. 15 млн. руб., а это примерно 0,2% доходной части госбюджета. Величина по государственным меркам небольшая, ее легко возместить из того же стабилизационного фонда. Тем не менее этих денег вполне хватило бы, чтобы выплачивать в течение года пенсии полумиллиону человек.

Не только бюджету, но и рядовым гражданам праздники вылились в немаленькую сумму. По данным исследователей потребительского рынка, празднование Нового года с учетом подарков обошлось 5% россиян в 500 руб. и меньше, 42% – от 500 до 3 тыс., 37% – от 3 до 10 тыс., а 16% – более чем в 10 тыс. руб. Как подсчитала консалтинговая компания «Ранцхаймер интернэшнл», наша столица по стоимости празднования Нового года заняла третье место в мире. Праздник в Москве стоит в среднем 90 долларов на человека. Дороже только в Лондоне (95 долларов) и Токио (111 долларов).

Что касается доходов государства, связанных с полученными налогами от праздничных распродаж одежды и обуви, то госказна даже в Москве остается от этого в стороне. Авторитетные маркетинговые компании уверяют, что почти три четверти москвичей (74%), живущих на среднюю зарплату, по-прежнему одеваются на вещевых рынках, где кассовых аппаратов все еще не видно. Там, как отмечают исследователи, «по-прежнему преобладают товары кустарного производства из Китая и Турции, и о качестве вещей речи, как правило, не идет».

Столичных жителей, среди которых проводились исследования (в конце минувшего года), разделили на две категории. В первую вошли те, у кого средний доход на члена семьи составляет 150–250 долларов в месяц. Во вторую вошли москвичи побогаче – у них доход «на душу» от 250 до 500 «зеленых». Получилось весьма репрезентативно. Напомним: средняя зарплата в Москве сейчас около 10 тыс. руб., средний доход – около 16 тыс. Если взять обычную московскую семью, в которой двое работающих плюс один или два ребенка, выйдет, что первая группа – это столичный средний класс по нижней его планке, а вторая – самая гуща так называемого среднестатистического москвича.

Так вот, среди тех, кто по уровню доходов составляет сердцевину московского среднего класса, а по общероссийской шкале относится к зажиточной категории, к услугам вещевых рынков постоянно прибегают 45% опрошенных.

Если кто-то в России и обогатился на праздниках, то это продавцы алкоголя. Средняя сумма на чеке в супермаркетах в предновогодние дни возрастает в два раза. Продажи дорогого алкоголя увеличиваются на 60%, шампанского – в 10 раз, а в среднем спрос на крепкие напитки увеличивается вдвое. Как признался «Новым Известиям» один из владельцев торговых палаток, по сравнению с рабочими днями продажи 31 декабря и 7 января увеличились в 3 раза, а в целом за период с 31 декабря по 10 января – в 2 раза. Таким образом, три дополнительных выходных для ларечников по доходности равнялись шести обычным дням.


Опубликовано в номере «НИ» от 14 января 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: