Главная / Газета 23 Ноября 2004 г. 00:00 / Экономика

Клейма ставить негде

С нового года в России резко подорожают ювелирные изделия

АНАСТАСИЯ САМОТОРОВА

Вчера руководители крупнейших ювелирных заводов России заявили «Новым Известиям» о том, что в ближайшее время будут значительно повышены цены на мелкие изделия из драгоценных металлов. Золотые украшения станут дороже в среднем на 30%, серебряные – и того больше. Насколько именно, никто из опрошенных нами экспертов даже не взялся прогнозировать. Причина – нововведение в Налоговом кодексе РФ, вступающее в силус нового года.

От повышения цен пострадает в первую очередь небогатый покупатель.
От повышения цен пострадает в первую очередь небогатый покупатель.
shadow
Президент Владимир Путин подписал недавно закон, добавляющий в НК новую главу, которой до этого там не было. Называется она «Государственная пошлина». Отдельный пункт касается отечественного ювелирного рынка. Российская государственная пробирная палата за опробование и клеймение ювелирных изделий будет брать теперь новые госпошлины. За каждое золотое изделие – 60 рублей, за серебряное – 150. Сравнительно маленькие по нынешним меркам деньги обернутся большими проблемами и для участников рынка, и для потребителей.

Дело в том, что нынешняя практика взимания госпошлины совсем иная: при клеймении драгоценной «ювелирки» учитывается вес изделий. Например, за то, чтобы поставить клеймо на тонком золотом колечке массой до двух граммов, производитель платит 5 руб. Если колечко потолще и потому тяжелее двух граммов, процедура стоит 7 руб. Цена за клеймение серебра и вовсе смешная – полтора рубля за изделие меньше 15 граммов. Теперь и за серебряное ведерко для шампанского, и за малюсенький полый шарик в ушко новорожденной производитель будет вынужден платить одинаково – 150 руб. Не надо быть экономистом, чтобы сделать вывод: от этого пострадает не покупатель драгоценной цепи в два пальца толщиной, а массовый потребитель.

Специалисты в одни голос уверяют: основной оборот ювелирные компании делают не на крупных изделиях, а на мелких. Именно на цепочки, кулоны, кольца, прежде всего, и вырастут цены.

Особый разговор о сережках. Поскольку их продают обычно парой, то платить нужно будет двойную пошлину. К примеру, клеймение пары серебряных сережек обойдется производителю в 300 рублей. Плюс 18% НДС. Профессионалы говорят, что нередки случаи, когда мелкое изделие «не держит пробу», и за заключением Пробирной палаты приходится обращаться по нескольку раз. Сколько раз поставлено клеймо, столько раз и повышается цена.

«Средний вес реализуемых на российском рынке изделий из золота составляет 2,5 грамма, серебра – 6 граммов. Если будут применяться предельные размеры госпошлины, то ее величина будет сопоставима с ценой самого изделия, – прокомментировал «Новым Известиям» создающуюся ситуацию генеральный директор Русской ювелирной сети Артем Подстрешный. – Уже в прошлую пятницу розница повысила цены на одно изделие из серебра в среднем на 150 руб. Производители пока своих цен не корректировали. Но в любом случае они будут вынуждены сделать это после 1 января».

«Конечно, повысим цены. Зачем нам работать себе в убыток? –откровенно заявил «НИ» Сергей Королев, директор по сбыту одного из крупных столичных ювелирных заводов. – Мы будем вынуждены сделать это для того, чтобы повысить эффективность нашего бизнеса, так что в любом случае заплатит за все потребитель». Опрошенные «НИ» руководители ювелирных предприятий надеются, впрочем, что по объемам продаж повышение цен не ударит, поскольку на эту меру пойдут сразу все участники рынка. Но по потребителям ударит точно – в этом специалисты тоже высказали полное единодушие. По предварительным прикидкам, цены на золотые изделия вырастут в среднем на 30%. Цены на серебро после повышения госпошлины на него в сто раз никто даже не берется прогнозировать.

Золото станет на 30% дороже.
shadow «Цены на мелкие серебряные изделия до 300 руб. либо возрастут в цене в два раза, либо уйдут в «черный» рынок. Могут из Турции везти с фальшивыми клеймами, могут и в России их ставить», – рассуждает Артем Подстрешный. Чему новые госпошлины, без сомнения, посодействуют, так это рынку нелегального оборота драгоценных металлов, доля которого в общем объеме продаваемых ювелирных изделий и так велика – по оценкам экспертов, не менее 50%. Наиболее пессимистично настроенные участники рынка предрекают увеличение контрабанды низкокачественных ювелирных изделий. Они опасаются, что возросшая цена на услуги пробирного надзора сделает нерентабельным легальное производство украшений и серебряной бижутерии.

«Мы не имеем политических или имущественных интересов, – заверил «НИ» первый заместитель руководителя Государственной пробирной палаты Борис Борисов. – Все госпошлины идут в бюджет до копейки. Так что выгоды для нас никакой». По словам г-на Борисова, госпошлина на клеймение изделий из драгоценных металлов действует с 1999 года, за это время повысились доходы участников рынка и расходы государственных органов. «Все имеет тенденцию к повышению», – констатировал чиновник.

Между тем Пробирная палата, понимая последствия грядущих изменений, уже подготовила проект документов, которые по идее должны сгладить эффект поправок в НК и не отменять действующую систему взимания госпошлины по весу изделия. Правда, пошлину в любом случае предполагается поднять. Например, по золоту вместо 7 руб. за изделие массой свыше двух граммов предлагается платить с нового года 10 руб. «Осталось полтора месяца, но не все зависит от нас», – подвел итог Борис Борисов. По его словам, пакет подготовленных документов Пробирная палата планировала направить в Минфин вчера.

«А теперь смотрите: месяц будет рассматривать Минфин, потом необходимо согласование в Минэкономразвития и Минюсте. Это тоже месяц. Так что новый прейскурант, по моему мнению, если и будет принят, то заработает не раньше весны следующего года, – уверен Артем Подстрешный. – Вряд ли поднятые с 1 января цены ювелиры согласятся снижать».

Любопытно, что нововведение в НК оставляет госпошлину на пробирование платины и палладия на прежнем уровне – 15 и 5 руб. за одно изделие. «Вряд ли те, кто до этого носил серебряные сережки, после повышения цен кинется покупать платиновые», – прозорливо прокомментировал это обстоятельство один из крупных участников ювелирного рынка.


Опубликовано в номере «НИ» от 23 ноября 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: