Главная / Газета 30 Сентября 2004 г. 00:00 / Экономика

Силовые деньги

Депутаты проголосовали за бюджет, не вдаваясь в его подробности

АНАСТАСИЯ САМОТОРОВА

Вчера депутаты Госдумы приняли в первом чтении бюджет России на 2005 год. Основные его параметры еще летом утвердило правительство. Наибольший рост доходов в следующем году запланирован на оборону и национальную безопасность. В минусе оказались отрасли образования, социальной политики, охраны окружающей среды и ЖКХ.

Министр финансов благодарен вице-спикеру за поддержку.
Министр финансов благодарен вице-спикеру за поддержку.
shadow
Бюджет-2005 еще в проекте был назван многими специалистами «военно-полицейским» – в будущем году страна потратит на оборону на 30,5% денег больше, чем в этом. Для сравнения: рост финансирования здравоохранения и спорта составил 1,2%, культуры, кино и СМИ – 8,6%. Не «силовой», но все-таки рост. А вот расходы на ЖКХ уменьшаются на 28%, образование – на 8,6%, социальную политику – на 1,5%, охраны окружающей среды – на 15,2%.

Социалка вообще стала камнем преткновения для депутатов. Так, Оксана Дмитриева от имени независимых депутатов отметила, что только 17% доходной части бюджета направляется непосредственно на борьбу с бедностью и решение социальных проблем. По социальным же мотивам не поддержала бюджет и фракция «Родина». Выступая от ее имени на заседании Госдумы, Сергей Глазьев заявил, что бюджет «не обеспечивает выполнения даже урезанных социальных обязательств, сужает возможности экономического роста, не решает задачи социально-экономического развития».

Накануне голосования депутаты-«единороссы» призывали журналистов «корректнее» относиться к социальным расходам, предусмотренным бюджетом. Дело в том, что раньше в бюджетной классификации было 33 статьи, а теперь осталось 11, а часть расходов из одних статей перетекла в другие, и наоборот. Анализируя причудливую природу «перетекания» одних статей в другие, можно выявить закономерность. В бюджете-2005 статьи «национальная оборона» и «безопасность» не включают расходы силового блока, связанные с образованием, здравоохранением, культурой, а также социальной политикой. То есть часть расходов по этому профилю ляжет на уже урезанную «социальную» статью.

Для примера возьмем раздел «образование». В пояснительной записке к бюджету говорится, что «в разделе предусмотрены расходы на обеспечение деятельности образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги гражданскому населению, а также (внимание! – «НИ») в сфере национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства». Ранее, напомним, указанные расходы шли по силовому блоку. При этом военным деньги на образование, говорится в записке, «выделены ориентировочные», ввиду «непредставления Минобороны России полной информации о структуре своих образовательных учреждений». По той же схеме ранее закрепленные за силовиками статьи перетекли и на плечи социальщиков. В итоге, по подсчетам некоторых независимых депутатов, в совокупности по социальной сфере доля расходов федерального бюджета упала с 16,5 до 15%.

Отдельный вопрос – финансирование науки и научно-технических разработок. Еще при обсуждении бюджета его хвалили за увеличение расходов на НИОКР. Говорилось с надеждой, что это поднимет нашу науку. В итоге на «прикладные и научные разработки в области национальной обороны» заложили действительно огромную сумму – 82 млрд. руб. А вот на содержание подведомственной сети научных учреждений Министерства образования и науки финансирование приоритетных направлений науки и техники предусмотрено лишь 1,7 млрд. рублей.

Впрочем, как пояснил вчера «НИ» член бюджетного комитета Госдумы Евгений Федоров, в связи со «сложными взаимными пересечениями статей и видов расходов старой и новой бюджетной классификации» все сравнения могут носить «довольно условный характер». С такой оценкой согласны практически все думские комитеты, занесшие в свои предварительные заключения по бюджету: «ввиду невозможности четкой группировки расходов по отраслевому признаку не представляется возможным проведение корректного сравнения динамики расходов в 2005 году по сравнению с 2004 годом». Тем не менее главный финансовый документ России прошел вчера в парламенте «на ура».

Опубликовано в номере «НИ» от 30 сентября 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: