Главная / Газета 24 Сентября 2004 г. 00:00 / Экономика

За «Клинским» могут не пойти

Отечественный пивной рынок ожидают серьезные перемены

НИКОЛАЙ СЕРЕБРЯКОВ

Согласно новому законодательству, реклама пива на телеэкранах запрещена с семи утра до десяти вечера, фактически оставляя пивоварам лишь ночное эфирное время. Принятые в конце августа поправки к закону «О рекламе», обсуждение которого наделало так много шума, жестко ограничивают рекламные возможности производителей пива. В этих условиях нелегкая судьба ждет те пивоварни, которые во многих отношениях выживали за счет агрессивной рекламы своего продукта.

Любопытно, что независимые эксперты предсказывают появление очень серьезных проблем у раскрученных пивных брендов. Например, «Толстяк» и «Клинское», как считают они, могут быть обречены, если компания «Сан Интербрю» (а именно ей принадлежат оба пивных лейбла) не разработает в срочном порядке новую стратегию своего продвижения на отечественном рынке пива.

Причем аналитиков не смущают даже экономические показатели рынка, согласно которым с начала года акции пивоваренной компании «Сан Интербрю» выросли на 68% (в то время как у других ведущих пивоварен России рост стоимости акций не превысил и 10%). По оценкам инвестиционных компаний, подобный рост является следствием спекулятивного ажиотажа, так как ни реальными продажами, ни производственными мощностями подобный сверхъестественный взлет акций пивоварни не обеспечен.

Аналитик инвестиционной компании «Тройка Диалог» Виктория Гранкина уверена, что акции «Сан Интербрю» переоценены по отношению к аналогичным пивоваренным компаниям на развивающихся рынках и самой Interbrew (головной концерн компании в Бельгии). С ней согласен и старший аналитик финансовой корпорации «УралСиб» Марат Ибрагимов, полагая, что инвесторам «Сан Интербрю» следовало бы уже сейчас, пока акции компании сильно переоценены, зафиксировать по ним прибыль. Продавать акции компании советует инвесторам и Алексей Язов – специалист инвестиционной компании «Атон».

Разумеется, советы экспертов не являются каким-либо заговором против «Сан Интербрю». Это результат анализа ее работы в течение последних лет. Так, по собственным официальным данным компании, «Сан Интербрю» в 2002 году потратила на рекламу и дистрибуцию своих товаров и коммерческие расходы более 126 млн. евро. За 6 месяцев 2004 года на те же цели компания израсходовала уже около 85 млн. евро. В 2003 году

объем рекламных средств составил 13,7% от выручки. Для сравнения: крупнейшие российские пивоваренные предприятия тратят на рекламу в районе 8 %.

Несмотря на рекламный допинг, бренды Sun Interbrew, которые не первый год присутствуют на рынке, показывают плохие результаты продаж. По итогам первого полугодия продажи «Клинского» в родном московском регионе упали на 8% по сравнению с прошлым годом, а объем продаж «Толстяка» опустились более чем на 30%. Судя по всему, падение «Клинского» было бы еще более значительным, если бы не активно рекламируемый новый бренд «Аррива» который вытянул продажи. Что же касается отдельно взятого бренда «Толстяк», то, согласно исследованиям консалтинговой компании V-RATIO BCC, его стоимость без огромных рекламных вливаний и вовсе равна нулю. Если это так, то ужесточенный закон о рекламе должен больнее всего ударить именно по маркам «Сан Интербрю».

Неожиданный рост акций «Сан Интербрю» может объясняться желанием отдельно взятого инвестора максимально завысить их стоимость, чтобы избавиться от ценных бумаг компании с максимальной прибылью. По всей видимости, это делается из-за того, что уже сегодня реальное положение дел внутри компаний оставляет желать лучшего. Компания привычно эксплуатирует новые бренды, выход на рынок которых сопровождается агрессивной рекламой. «Аррива», выпущенная в этом году, занимает около 30% в структуре производства пива, которое затем предлагается на рынке до сих пор в самой популярной у потребителя упаковке – бутылке 0,5л. Это более чем рискованно, особенно если учесть судьбу бренда « Клин Самурай», выпущенного в прошлом году, получившего мощный рекламный импульс, но так и не завоевавшего постоянного потребителя, о чем свидетельствуют низкие объемы производства «Самурая» в этом году. Если «Арриву» ждет та же участь, продажи светлого пива компании в следующем году могут рухнуть.

Похоже, немало влияет на ситуацию и используемая «Сан Интербрю» технология производства пива. В компании применяют метод под названием high gravity (высокоплотное сусло разбавляют водой в различных пропорциях, получая, таким образом, якобы разные по вкусу и аромату сорта). Однако традиционный, истинный метод приготовления пива не предполагает добавление воды в готовый продукт. Генеральный директор ульяновской пивоваренной компании «Витязь» Анатолий Литвинов характеризует эту технологию так: представьте себе хозяйку, готовящую борщ. Она отвлеклась, содержимое кастрюльки выкипело, и тогда горе-повар разбавляет борщ водой». Надо заметить, что по классической технологии до сих пор варят пиво в Германии, Греции и Швейцарии, а во времена Советского Союза разбавление пива водой вообще запрещалось.

С учетом всего этого, как полагают аналитики, «Сан Интербрю» придется пересмотреть не только свою рекламную политику – сегодня это удел всех пивоваров, занятых на российском рынке. В кардинальных изменениях нуждаются и сбытовая политика, и технология производства. То есть то, что определяет реальную эффективность бизнеса.




Пиву нет!
Осенью депутаты могут пересмотреть ряд законов, принятых в летней горячке

Опубликовано в номере «НИ» от 24 сентября 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: