Главная / Газета 20 Августа 2004 г. 00:00 / Экономика

Ошибка дилетантов

Основатели интернет-поисковика Google Inc. бросили неудачный вызов Уолл-стрит

ГЕННАДИЙ НЕЧАЕВ

В минувшую пятницу произошло событие, которому и финансисты, и интернетчики давно присвоили титул события года – всемирно известный поисковый интернет-сервис Google разместил свои акции на бирже Nasdaq. Этому предшествовал биржевой детектив, интригу которого до предела закрутила Комиссия по ценным бумагам США (SEC). Она не давала «добро» на размещение акций Google Inc. до тех пор, пока ее основатели и владельцы Сергей Бринк и Ларри Пейдж не внесли в изначальные условия ощутимые коррективы.

Владельцы поисковой системы не рассчитали своих сил.
Владельцы поисковой системы не рассчитали своих сил.
shadow
Предварительную продажу своих акций на электронном аукционе совладельцы Google начали за неделю до официального размещения их на бирже. Однако для того, чтобы разместить их на электронной бирже Nasdaq, требовалась санкция Комиссии по ценным бумагам, которую ждали в минувший вторник. Детектив начался, когда вместо того, чтобы дать разрешение, комиссия потребовала прекратить электронный аукцион и взяла двухдневную паузу, которая до предела наэлектризовала рынок – тем более что сама комиссия мотивы своего решения не объяснила никак. Вместо нее причины задержки бросились объяснять биржевые аналитики.

Первой причиной, которую они назвали, была та, что еще прежде, чем выставить свои акции на первичные торги, руководство поискового гиганта (в фирме работает под 3 тысячи человек, из которых половина – менеджерский состав) организовало их продажу для собственных сотрудников. Такое решение противоречит процедуре IPO (так называют юридически оформленную презентацию новых ценных бумаг, за соблюдением которой и следит соответствующая комиссия), но обычно на такие нарушения смотрят сквозь пальцы: фирмы делают это тихо, а комиссия тихо не замечает.

Однако Бринк и Пейдж, похоже, на скандал нарывались. О продаже акций сотрудникам они заявили во всеуслышание, да еще и привели мотивацию: хотим, мол, чтобы акционерами Google были те, кто разделяет его философию. Ее, если вкратце, можно сформулировать так: главное в нашем продукте не то, что в него можно напихать рекламных баннеров, а то, что он такой классный. Заметим в скобках, что пользователям эта философия по душе. Другое дело – мощные брокерские конторы с Уолл-стрит, которые давно ждали столь лакомого куска как акции компании, активы которой оцениваются в 20–30 млрд.

Пользуясь тем, что практика предварительной продажи акций «своим» является незаконной в 18 штатах, несколько крупных инвестиционных компаний опротестовали итоги предварительного аукциона и добились приостановки торгов.

Вторая проблема возникла в четверг, когда в свет вышел журнал Playboy, а в нем – интервью с обоими совладельцами. В нем они также поведали о принципах компании, один из которых гласит «Не сотвори зло», и объяснили, что хотели бы видеть своими акционерами близких по духу «обитателей Сети». Это было второе нарушение гласных и негласных запретов нью-йоркских биржевиков: перед выходом компаний на фондовый рынок публичные заявления их руководителям запрещены.

К прочим афронтам в адрес Уолл-стрит можно отнести одновременный вброс в обращение 14 млн. акций (чтобы не сбить свою цену, компании обычно выпускают их мелкими траншами), а также их завышенную цену – 108–135 долл. за акцию.

«Такое количество оплошностей в сочетании с таким количеством риска не могло не сбить цену акций», – сказал аналитик Standart & Poor’s Скотт Кесслер. Так и произошло: Бринк и Пейдж снизили ценовой коридор для своих акций до 85–95 долларов за штуку. Это сразу снизило инвестиционную привлекательность компании – вместо планируемых 3,5 млрд. долларов владельцы могут рассчитывать теперь лишь на 1,67. После этого Комиссия по ценным бумагам немедленно разрешила разместить акции Google на бирже и продолжить аукцион. Дальнейших санкций не требовалось: рынок сам наказал бизнес-идеалистов.



Рейтинг популярности поисковых порталов

Если принять число обращений ко всем поисковым системам за 100%, то по конкретным «искалкам» они распределяются так:

Google - 56,4%
Yahoo - 21,1%
MSN - 9,2%
AOL - 3,8%
Terra Lycos - 2,0%
Altavista - 1,7%
Ask Jeeves - 1,7%

Как два аспиранта покорили мир
Зараза по имени Q

Опубликовано в номере «НИ» от 20 августа 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: